Петра: часть вторая - от Сокровищницы до центра Города - 08.-09.10.2008
marina_pavlova — 01.04.2010Ещё раз бодрым шагом пройдём маршрут от информационного центра и билетных касс до Сокровищницы. У входа не забудьте пожелать здравия нынешнему иорданскому королю.
Снова дорога через ущелье Сик, раннее утро, народу пока не так много: однодневные автобусные туры ещё не приехали, многие заночевавшие в Вади Мусе туристы ещё не встали. У вас есть редкая возможность насладиться прекрасным не под шум и гвалт. Можно, например, подумать о том, что именно это узкое ущелье, служившее входом в город, оберегало Петру от многих вражеских нападений. Завоевать город не смог даже Александр Македонский!
Во многих исторических источниках Петру принято отождествлять с библейским Кадеш-Барнеа, где Сыны Израиля провели б?льшую часть из тех лет, что они странствовали по пустыне после изгнания из Египта. Считается, что именно здесь Моисей нашёл воду, ударив посохом по камню. В наше время "секрет посоха Моисея", правда, уже давно раскрыт, но дело не в этом.
Дело в том, что жители Петры в своё время научились мастерски собирать воду, коей здесь выпадает очень немного. Если присмотреться внимательно, то видно, что вдоль скал идут выбитые канавки, где аккумулировалась вода. Потом её собирали в большие подземные цистерны.
При утреннем освещении красный цвет скал виден особенно хорошо:
Всё, конец ущелья, впереди Сокровищница – то самое место, где мы остановились в прошлый раз.
Традиционный вид на одно из семи чудес современного мира:
Самое известное и, пожалуй, самое красивое здание во всей Петре – так называемая Сокровищница. 40 метров в высоту, 28 – в ширину. Для чего на самом деле было создано это здание, доподлинно неизвестно. Согласно самой распространённой версии, это была гробница одного из набатейский царей, который жил где-то в 1 веке до нашей эры. Из всех грандиозных сооружений Петры фасад Сокровищницы сохранился лучше всего. Способствовали этому сухой климат + удачное расположение (в отличие от всех остальных городских построек такого масштаба, Сокровищница защищена от ветра близко расположенным ущельем, поэтому меньше всех подвержена эрозии).
Сокровищницей это здание прозвали, как нетрудно догадаться, из-за того, что думали, что там хранятся сокровища. Золото, драгоценные камни и прочие атрибуты небедной жизни бедуины традиционно искали на вершине фасада: его обстреливали со всех сторон (на фотографии видны следы от пуль) в надежде, что оттуда посыпятся богатства неземные. Разумеется, ничего не нашли.
Корабль в пустыне на фоне входа в Сокровищницу. Индивидуальные туристы потихоньку подтягиваются, но это всё равно и близко не сравнить с тем, что здесь творится в середине дня, когда приезжают автобусные туры. К этому времени лучше уйти куда-нибудь в дальнюю часть города, туда по меньшей мере половина из тех, кто тусуется около Сокровищницы, не дойдёт.
Внутри, кстати, Сокровищница производит довольно грустное впечатление: несколько пустых комнат – и ничего более. Впрочем, а чего ещё ожидать, если всё это выбивалось из камня?
Вид сбоку. Поcтепенно двигаемся вправо – там начинается так называемая "улица фасадов".
Если от билетных касс до ущелья Сик традиционный способ передвижения – это лошадь, то по городу – это верблюд, а в гору – осёл. Вот такое нехитрое разделение труда:
Местные дети:
Высоко в скалах можно заметить людей. Есть некий хитрый маршрут, который начинается у "улицы монументов" и потихоньку уходит вверх и вверх. Он описан в Лонли Плэнете. Если идти по нему, то, в итоге, можно, как эти товарищи, выйти к заветной точке - "смотровой площадке" в скалах прямо напротив Сокровищницы. Тогда у вас будут фотографии того, как всё это выглядит сверху. В 2,5 дня этот маршрут впихнуть не удалось. Хотя если есть 3 дня, или если вы в Петре не в первый раз, то туда тоже надо. :)
Сразу за Сокровищницей дорога уходит вправо – там начинается так называемая "улица фасадов" – целая серия гробниц в ассирийском стиле. Это одни из самых древних сооружений на территории Петры, их стиль традиционно принято относить к культуре Месопотамии. Внутри, опять же, ничего особенно интересного:
Очень поражает слоистость и цвета камня:
Дальше идёт целая серия домов-гробниц в довольно однотипном стиле. Это уже, очевидно, гробницы рядовых граждан.Скромнее:
Это ж сколько сил надо было, чтобы выбить такое количество ярусных построек!
Есть здесь и постройки иного типа, без украшений на фасаде, зато с переходами внутри, чуть большего размера и более открытые. Это уже, видимо, дома. Б?льшую часть территории Петры иорданское правительство освободило от бедуинских заселений, объявив всё это туристическим комплексом. Но в самых дальних "домах", которые вне зоны туристических маршрутов, до сих кто-то живёт, возможно, многие из местных торговцев сувенирами.
Внутри абсолютно нереальный цвет камня, очень похожий на ветчину. Порой возникает ощущение, что иорданцы здесь специально чем-то подкрашивают. Но это иллюзия. Зачем им это? Да и потом постоянно подкрашивать такое количество пещер, включая пещеры в самых отдалённых местах, куда добирается всего пара десятков человек в день, - нереально.
Дальше по курсу – амфитеатр в римском стиле. Это уже более поздняя постройка, где-то 1-ый век нашей эры. Как и всё остальное, его выбили прямо в скале. Правда, если верить историкам, то набатеи этот амфитеатр изначально использовали для погребальных церемоний, и уж только потом он стал использоваться для развлечений:
Театр рядом и гробницы. Чуть левее от этого кадра начинается дорога в сторону Джебель Аттуф – горе жертвоприношений – священному месту древних набатейцев. Туда мы пойдём в последней части из серии постов про Петру:
Просто гробницы:
А вот это уже точно бывшие жилые дома. Здесь вам заодно и все стандартные туристические аттракции: "набатеи" в традиционных одеждах показывают свой быт. В верхнем левом углу можно приметить местное женское население: как туда забрались и чем питаются, непонятно. (с)
Местный транспорт на загрузке. Ослов здесь, кстати, эксплуатируют по полной: если осёл везёт некий груз, ему ещё повезло, потому что многие из его собратьев вынуждены носить на себе туристов:
Дети гор:
Приближаемся к центру города:
Собственно, центральная улица – традиционный эллинский стиль. Здесь, видимо, располагалась главная торговая улица города, заканчивающая воротами. За воротами в правую сторону уходит дорога к монастырю, в левую – к верхним застройкам города. Про то и про другое, скорее всего, в следующем посте. Прямо за спиной – так называемая "улица монументов", она же "площадь фасадов" – целая серия самых шикарных в городе фасадов гробниц. Они тоже заслуживают отдельного поста, но общий вид вы увидите уже в конце этого поста.
Сейчас полезем вверх, за колонны:
Побродим среди развалин центра города. Вообще, страшно подумать: ещё два столетия назад город на 3/4 был засыпан песком. Сейчас считается, что территория бывшего города исследована только на 10%.
Местами очень напоминает какие-нибудь греческие Дельфы или что-то в этом духе:
Вид сверху на другую сторону центральной улицы. Вдали за виднеющимися остатками грандиозных построек начинается ещё довольно большая серия домов и гробниц. Собственно, там находится бОльшая часть неиследованных территорий. Археологи говорят, что если начать там копать, то буквально через час начнёшь натыкаться на какие-нибудь предметы старины.
Сейчас, собственно, пойдём в ту часть города:
Подниматься по жаре в ту горку – удовольствие ещё то, зато оттуда открывается вот такой вот вид на иную сторону от главной центральной улицы, где мы только что были до этого:
Ещё какое-то мощное здание. Кажется, остатки крепости крестоносцев:
На этой стороне находятся две важные достопримечательности Петры. Во-первых, это остатки так называемой "синей церкви", названной так из-за цвета своих колонн:
Во-вторых, византийская церковь, которую откопали только 20 лет назад. Здесь нашли интересные мозаичные полы, купальню для крещения и комнату с обгоревшими свитками. Последние, кажется, хранятся где-то в музее Аммана. Из-за мозаики остатки этой церкви держат в тени под специальным покрытием.
Вид с этих краёв на центр города. Кажется, это уже со стороны красной церкви, но точно не помню.
Под конец сегодняшнего отчёта оставила несколько картинок местного "общественного транспорта". Как вы уже поняли, самой большой популярностью здесь пользуется осёл. Вот, к примеру, традиционный способ передвижения арабской семьи: мужчина – на осле, женщина покорно семенит рядом.
Ослов здесь бедуины называют незатейливым словом "такси". За день вам придётся невероятное количество раз услышать "taxi to the monastery", а иногда и "Ferrari to the monastery": это значит, что вам предлагают нагрузить своей тушей бедное несчастное животное и заставить его тащиться вверх с вами по узкому каменистому пути при жаре свыше 40 градусов. Гринписа на них нет!
Неудивительно, почему ослы всегда такие грустные:
Массовая стоянка "такси":
В нижней части города особой популярностью пользуется верблюд. Это уже не такси, а, своего рода, кабриолет. Стоит такая поездка, разумеется, дороже. Да и по сравнению с ослами, жизнь у верблюдов – просто сказка.
Ну и напоследок: вот вам обещанный вид того, как выглядит весь центр в общем и целом. В самой дали виднеется та самая "улица монументов" - "площадь фасадов", где расположены все самые известные гробницы, о которых будет отдельный пост; в правую сторону параллельно им уходит дорога к самым старым гробницам, Сокровищнице и ущелью Сик; справа от главной дороги – постройки в эллинском стиле, что вы уже видели; слева от главной дороги – синяя, красная и византийские церкви, вдали за ними ещё жилые кварталы. Я стою в одной из верхних точек ещё одних жилых кварталов, о которых подробнее будет в следующем посте.