по западному побережью Малайзии: обзорно
marina_pavlova — 07.01.2010Малайзия шикарна! Это, пожалуй, одна из тех редких азиатских стран, где самостоятельному путешественнику легко и комфортно, но при этом есть ощущение, что ты вдали от правильной и цивилизованной Европы. Приятным бонусом является беспроблемное решение всех вопросов на английском языке, которым бывшая британская колония на том или ином уровне, но пока ещё владеет почти что поголовно.
Посещением Куала-Лумпур сейчас уже сложно кого-то удивить. Фотографии "я и башни Петронас" по популярности могут уступать разве что только "я и Эйфелева башня". Это неотъемлемый "must" любого визита в Малайзию. А мне всё-таки больше нравится фотография, вынесенная в самое начало поста: есть такая заветная точка на Датаран Мердека - площади независимости, откуда одновременно можно увидеть сразу три главные достопримечательности Куала-Лумпур: собственно, главное здание площади - Sultan Abdul Samad Building, сами башни Петронас и кусочек главной телевизионной башни с простеньким названием - Menara Kuala Lumpur.
Более красивый вид на город вообще и на башни, в частности, открывается, впрочем, из окна отеля Grand Seasons. Это было первое впечатление от КЛ, и именно таким город и остался в памяти:
И вот этот случайно получившийся снимок очень люблю. Это то, что получается, если выключить во всей комнате свет, поставить фотоаппарат на 15-секундную выдержку, а потом забыться и включить лампу. :)
Подробно обо всём увиденном в городе сейчас даже не буду пытаться написать, потому что тогда получится не краткий обзор по Малайзии, а краткий обзор по Куала-Лумпур в 50-60 фотографиях. :) Одно из главных впечатлений - крайне дешёвое такси. Официальная цена из аэропорта до центра города - около 85 ринтгит, т.е. 17 евро, это при том, что езды там около часа. Впрочем, если ехать по счётчику из города, то выходит где-то на 70 ринтгит.
В силу особенностей маршрута в КЛ пришлось прилетать/улетать несколько раз, причём успела опробовать на себе все три разных аэропорта, находящихся в городе: главный KLIA, куда прилетают бОльшая часть рейсов, LCC-терминал, куда летает азиатский лоукост AirAsia (находится недалеко от KLIA), и старенький аэропорт с весёлой аббревиатурой SZB - аэропорт Султана какого-то, с именем которого у меня всю поездку были большие проблемы. Кажется, всё тот же Абдул Самад. Туда летает недавно появившийся малайзийский лоукост FireFly, дочерняя компания Малайзийских Авиалиний. Прелесть последнего в том, что он находится очень близко к городу, поэтому добраться оттуда до центра можно всего минут за 20-25 и за 40 ринтгит (8 евро) на такси, соответственно. Кажется, есть ещё автобусы, которые туда тоже едут. В KLIA помимо такси ходит ещё крайне удобный и комфортный аэроэкспресс, стоимостью 25 ринтгит. Этот вариант поездки мне даже больше понравился, чем такси. :)
Из достопримечательностей в КЛ отдельно отмечу, пожалуй, только парк птиц, считающийся самым большим авиарием в мире, ...
... и находящийся рядом с парком птиц парк бабочек (впечатлил меньше). Впрочем, этот парк бабочек, как оказалось потом, далеко не единственный в своём роде в Малайзии.
В обязательном порядке стоит забраться на менару. Это не самое дешёвое удовольствие с учётом малайзийских цен вообще (парк птиц, кстати, тоже стоил немало - 8 евро). Впрочем, всё это с лихвой компенсируется довольно дешёвым питанием, например, на крайне популярной улице-едальне Jalan Alor.
Внизу менары среди массы прочих атракций есть симулятор Формулы-1, где удалось поймать вот такой кадр:
Кстати, за время поездки сложилось впечатление, что "люди в чёрном" очень любят посещать Малайзию. На ферме фруктовых деревьев на Пинанге удалось вообще попасть в экскурсионную группу с исключительно вот таким вот населением нашей планеты. Я там вся такая из себя европейская чувствовала себя крайне дискомфортно. Впрочем, об этом позже.
Из КЛ в обязательном порядке надо ехать в Batu Caves. Когда-то давно, где-то так пару лет назад, читала об этом месте в журнале у Танюшки-shisanmei, ещё тогда занесла его в список "must see" при визите в Малайзию:
Помимо самих пещер и индийских храмов, это место запоминается огромным количество наглых обезьян, бегающих по лестнице и вырывающих у всех подряд пакеты с едой из рук, а потом радостно наслаждающихся добычей. Больше обезьян, чем тут, я видела только в ботаническом саду на Пинанге:
Ещё одно из главных впечатлений от КЛ - это Puduraya Bus Station. Про неё можно петь целые песни, у меня даже возникла ностальгия по старым советским временам и по родным владимиро-суздальским автобусным вокзалам. Побывать на этой станции мне пришлось аж дважды: в первый раз - когда ехала в Мелаку, второй - когда уезжала в нагорье Камерун. Этот автовокзал обслуживает практически все автобусные направления в Малайзии, кроме Джерантута и ещё чего-то там, что мне было не нужно. С Джерантутом - важно, потому что если ехать в Таман Негару (это самый старый rainforest на планете, если что), то придётся искать этот самый другой вокзал. Моя жизнь не удалась: с Таман Негарой у меня отношения не сложились из-за нехватки времени. :( Хотя изначально всё это тоже было запланировано, но поиск дешёвых билетов из Германии в Малайзию внёс свои изменения: поездку пришлось сделать на 3 дня короче, чем хотелось, и как раз этих 3 дней на Таман Негару мне и не хватило. :(
Мелака - один из нескольких "классических" пример британского наследия на территории Малайзии. Малайзия - вообще крайне интересный вариант симбиоза нескольких культур: малайцев (14 млн), китайцев (8 млн) и индийцев (2 млн), и всё это покрытое соусом бывшего британского влияния. Китайцы утверждают, что без них в стране рухнет весь бизнес, индийцы - что вся страна построена их предками, привезёнными некогда британцами из Индии, и те, и другие в обиде на правительство за то, что оно сплошь малайское и что работает только на благо малайцев. За время передвижения по стране таких историй наслушалась вдоволь.
Когда искала в интернете способы добраться до города, почему-то практически все советы сводились к тому, что ехать туда надо автобусами государственной компании Transnasional, в направлении туда - советов послушалась, в направлении назад - взяла билет у какой-то небольшой частной компании, автобусы которой мне даже больше понравились, а по стоимости всё было одинаково. Честно говоря, не очень уловила, в чём разница, и почему все так настаивали на государственных автобусах.
Ещё одна неожиданность Мелаки - это то, что вокзал вынесен за центр города. Пришлось потратить около 15 минут на то, чтобы выяснить, что с этим делать и как оттуда выбираться. Оказалось, что до центра идёт некий автобус-гроб на колёсах №17, стоимостью 1 ринтгит. Здесь я совершила катастрофическую ошибку и поехала на нём же назад: оказалось, что автобус кольцевой, и если он говорит вам, что он идёт до вокзала, - это ещё не значит, что он идёт до вокзала кратчайшим путём. В общем, в итоге, назад из города до вокзала я добиралась аж целый час вместо 15 минут туда, впрочем, заодно посмотрела в окошко на все нецентральные районы города.
А сам город - это типично европейские постройки в центре, ...
... которые буквально через несколько шагов сменяются постройками уже другого типа, ...
... а через пару улиц вас ждут уже китайские кварталы.
На то, чтобы добраться из Куала-Лумпур до нагорья Камерун, изначально выделила почти что целый день и, надо сказать, не ошиблась. Билеты покупала по совету Танюшки заранее, всё на той же Puduraya Bus Station. Считается, что в сторону нагорья Камерун нужно ехать автобусами Kurnia Bistari (есть такая славная частная компания, продающая билеты в окошечке №87). Идёт она по старой дороге, некогда единственной дороге в сторону городков Ринглет, Тана-Рата и Бринчанг. Все основные достопримечательности той местности расположены около Бринчанга, но в самом Бринчанге делать особо нечего, поэтому стандартный вариант остановки - это Тана-Рата, в 5 км от Бринчанга.
Впрочем, если верить разным советам, то другой, более простой способ добраться в эти края - сесть на поезд до Ипоха, и оттуда уже ехать на автобусе по новой, скоростной дороге. По этой дороге я потом выбиралась из нагорья Камерун, когда ехала уже в сторону Пинанга. Честно говоря, первая дорога понравилась больше, потому что она намного интереснее и живописнее: со всякими там огроменными деревьями со всех сторон, шикарнейшими видами на чайные плантации и дурианами, продающимися то тут, то там.
Как показывает практика, если изначально говорят, что ехать от КЛ до Тана-Раты - где-то 4 часа, то надо набросить часик-другой на всякие непредвиденные малайзийские дела. В результате всяких небольших и больших происшествий добирались мы 6 часов вместо обещанных 4, откуда и набежал почти что полный потерянный световой день. Самое обидно во всём этом то, что позже 10:30 в тот день билетов не было, поэтому не получилось ни полдня в КЛ, ни полдня в Тана-Рате.
Впрочем, всё это компенсировалось совершенно яркими следующими днями.
Сама Тана-Рата - маленький городок, вся основная жизнь которого крутится вокруг одной-единственной улицы:
Случайно удачно найденный отель Twin Pines, в котором удалось снять двухместный номер со всеми удобствами всего за 25 ринтгит (5 евро). Вообще, там есть дорм за 1,5 евро за ночь и одноместный номер на чердаке за 2,5 евро за ночь. И то, и другое было занято, поэтому пришлось довольствоваться 5 евро за ночь. Впрочем, после цен в Куала-Лумпур всё это было уже не важно. :)
Какой-то из индийских храмов в этих краях:
Водопады на лёгких прогулочных треках:
Ну и, конечно, джунгли, про которые я уже писала:
Статуя в том самом буддистском храме, где меня спасали после многочасовой "прогулки":
Кстати, если верить моим собственным фотографиям, то на следующий день я очень даже бодренько выглядела:
Вообще, на следующий день Остапу повезло: во время утреннего разговора на всякие жизненные темы в одной из едален Тана-Раты выяснилось, что мой собеседник - британец-биолог, приехавший сюда на исследования на пару месяцев, был в хорошем расположении духа и был рад показать мне окрестности на своей машине (да, это я на боль в ногах после джунглей жаловалась). В итоге, весь следующий день я комфортненько разъезжала в джипе по окрестностям нагорья Камерун, осматривая клубничные фермы, ...
... шикарнейшие чайные плантации - главную гордость камеронского нагорья, ...
... сады роз, сады орхидей, фермы кактусов, и даже пчелиные фермы:
В тот день удача вообще как-то была на моей стороне: добрый британский дядечка вызвался подбросить меня на своей машине аж до самого Ипоха, а на бензозаправке около этого самого города с чудным для русского слуха названием первый же встреченный трейлер согласился довести меня до самого Джорджтауна. Ну и, наконец, последней удачей того дня было наличие свободного номера с кондиционером в очень дешёвом и приличном хостеле Джорджтауна, рекомендованном Семёном (aka pavlyuk). На самом деле, найти дешёвое и приемлемое жильё в районе Chulia Street не проблема, но учитывая состояние моих ног после прогулки по rainforest'у, сразу найденная комната была очень даже кстати.
Сам Пинанг - это однозначное "да"! Пожалуй, то самое место, про которое можно с уверенностью сказать: "если ты не был на Пинанге, то ты не видел Малайзию". Не то, чтобы Пинанг был очень уж репрезентативным малайзийским городом (скорее, наоборот: очень нетипичное для Малайзии место с преимущественно китайским населением), но это однозначно то место, где появляется желание застрять надолго. Джорджтаун, если верить многочисленным брошюркам, - первая британская колония в Малайзии. Прогулка по городу - это перемещении из района одной культуры в район другой. С одной стороны - британское наследие, ...
... в двух шагах от него - оживлённые китайские улицы, ...
... а ещё за поворотом - улицы индийских магазинов. И всё в непосредственной близости друг от друга.
И над всем этим доминируют шикарнейшие китайские храмы, самые красивые из всех, что я видела в Малайзии:
В местном ботаническом саду живут сотни и тысячи наглых обезьян, клянчущих еду или безжалостно её отбирающих:
На местных фруктовых фермах показывают, как растут какие деревья, а потом дают пробовать все-все экзотические фрукты, растущие в малайзийских краях:
А за пределами города находится жемчужина Пинанга, да и всей Малайзии, - буддистский храм Кек Лок Си, на посещение которого надо выделить минимум полдня. Правда, добираться сюда придётся уже на такси. Если до ботанического сада я умудрилась доехать на автобусе, а потом пройти несколько километров ножками, то с Кек Лок Си такой фокус не пройдёт. Такси туда, после некоторого торга, обойдётся где-то в 20 ринтгит (4 евро). Впрочем, как опять же показала практика, лучше сразу договариваться, чтобы вас кто-то оттуда забрал. В противном случае придётся так же, как мне, идти ножками от храма в низ к жилым кварталам и искать всё то же такси уже внизу. Сильно на этом не сэкономишь, а вот времени потеряешь прилично. У меня из-за этого накрылась поездка в Змеиный Храм.
В общем, на Пинанг мне времени катастрофически не хватило. Уезжала оттуда с огромным сожалением, что увидела не всё, что хотела увидеть, и с твёрдой уверенностью, что если ещё когда буду в Малайзии, то точно включу Пинанг в программу.
С Пинанга мой путь лежал в сторону яркого и развитого Сингапура. Главной целью этого визита была встреча Нового Года на Sentosa Island + небольшая зарядка новогодним настроением, с чем в Малайзии, положа рука на сердце, было плохо. Впрочем, к двум неосмотренным в прошлый заезд достопримечательностям я всё-таки выбралась: это буддистский монастырь на окраине города...
... и кладбище погибших во Второй мировой войне, находящееся в минутах ходьбы от сингапурско-малайзийской границы:
Всё остальное время я бродила по новогодней Orchard Road, слушала вездесущий Jingle Bells, каталась на бесплатных новогодних Hip-On-Hip-Off Bus'ах и всячески наслаждалась жизнью.
Собственно, одним из главных новогодних впечатлений смело могу считать работающие вечером 31-го декабря торговые центры. Причём не просто работающие, а с толпой народа, что-то в них покупающих, и не абы когда, а часов так в 9-10 вечера 31-го декабря, и это что-то - это не еда, а всякая там электроника, одежда, посуда и т.п. Я от удивления даже всё это зафоткала:
Сам Новый Год запомнился бесконечными досками для resolutions, ...
... громкой музыкой, выпивкой, танцами, выступлениями, салютами, ...
... и бассейнами, в которые со всех краёв валила пена:
А 1-го января я снова была на территори Малайзии, на прекрасном и далёком острове Лангкави, плескалась в водах Индийского океана и думала, что жить, пожалуй, не так уж и плохо.
Впрочем, справедливости ради замечу, что ещё накануне во время тщетных попыток найти жильё на Лангкави, сидя в Сингапуре, было огромное желание плюнуть на имеющиеся авиабилеты и уехать-таки на поезде в Таман Негару. Жильё заранее, в итоге, так и не нашла, понадеявшись на то, что все проблемы буду решать по мере их поступления, т.е. на месте, как, впрочем, их решала во время всей поездки по Малайзии.
Надо сказать, что ощущения не подвели. В общем и целом, оказалось, что в Малайзии, так же, как и в Египте или Иордании, многие проблемы лучше действительно решать на месте. Планировать что-то сильно вперёд во многих случаях значит а) заплатить больше за определённость; б) столкнуться с тем, что твой план летит к чертям из-за чего-то, что ты не мог предсказать (расписание автобусов, работа какого-либо парка, расстояния, неправильно рассчитанное время). В итоге, заранее я бронировала только отели в Куала-Лумпур и Сингапуре, которые, собственно, и оказались самыми дорогими, если не сказать невероятно дорогими по сравнению со всем остальным жильём в поездке.
Найденный на Лангкави (пляж Pantai Cenang) отель-мотель стоил, в итоге, 11 евро в сутки. При этом в номере, разумеется, были свои душ и кондиционер + бонусом шли холодильник и телевизор, которые мне на черта были не нужны. Зато окна были прямо с видом на океан, а выходила я из домика сразу на пляж. Вид с порога домика:
Ну и просто пляж, на котором я провегетативила (страшно сказать!) целых 2,5 дня!..
Периодически выползала на эту улицу в поисках еды, которая здесь, кстати, невероятно дорогая по малайзийским меркам. Это всё, наверное, потому, что я тут китайцев не нашла. На том же Пинанге, к слову, можно было очень и очень неплохо поесть у китайцев за 1,5-2 евро, ну или за 2-3 в чуть более цивильных местах. Здесь вместо забегаловок были замечены только всякие рестораны, а стоимость ужина повышалась чуть ли не в 10 раз. Тут вам, правда, сервис и такой, и сякой, и посуда другая, и скатерти вместо пластмассовых столиков, и всякая европейская еда, типа пиццы, которую на обычных едальных улицах во всей Малайзии сроду не сыщешь, и всё такое, только мне всё это, честно говоря, нафиг было не надо за такие деньги. Пришлось кушать один раз в день, а остальное добирать многочисленными экзотическими фруктами.
Отдохнувшая я в последний день на острове:
На последние несколько часов пребывания на острове наняла машину с целью покататься-посмотреть, что тут и как. Главным расстройством стал неработающий из-за погодных условий фуникулёр, зато удалось посетить водопады и некие источники "семи благ", ...
... крокодилью ферму со всеми шоу, ...
... проехать через весь остров с множеством остановок и увидеть-таки орла - символ Лангкави с главном городе острова Куа:
И уже совсем вечером самолётиком FireFly, о котором я уже писала, что он прилетает в старый аэропорт SZB, долетела назад в Куала-Лумпур:
На последний день оставила самое предсказуемое, что можно было оставить, - Путраджаю - интеллектуальный город-сад, как его называют в местных брошюрах. Современная административная столица Малайзии - почти что безлюдный город с современной малайзийской архитектурой:
Уже вечером, в аэропорту Куала-Лумпур наслаждалась минивариантом малайзийских джунглей и вспоминала поездку за чаем тех-тарик. :)
Ну и бонусом ко всей этой поездке стала лёгкая пробежка трусцой по зимнему Франкфурту, которая изначально планировалась остановкой на целый день. Но из-за почти что шестичасовой задержки самолёта получилось, что получилось:
В Германии тоже уже давно не проблема найти еду, отвечающую всем мусульманским требованиям. А уж во Франкфурте таких едален вообще полно:
Всё тот же, неизменно красивый R?mer:
Ну и, собственно, единственное, что я успела увидеть во Франкфурте в этот раз - музей коммуникаций, в который я шла в первую очередь из-за вот таких вот симпатичных овечек, увиденных когда-то в интернете. :))
Пожалуй что, с обзорным отчётом всё. А когда будет полный - уже и не знаю... :)