Петра – одно из семи современных Чудес света (Petra, Иордания)


С XVI века Петра была забыта более чем на два столетия...

(Эль-Хазне в конце XIX в)
Новый отсчет истории начался в 1812 году, когда швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт поставил себе задачу найти в этих землях затерянный город. О нём ходило множество легенд, но никто его за последние столетия не видел.

В результате швейцарец, которому для этого пришлось принять ислам, открыл миру тщательно оберегаемый песками и скалами затерянный город.

Петра сегодня является обязательным пунктом посещения туристами, приезжающих в Иорданию, поскольку входит в число Семи современных Чудес света.

Петра встречает нас переменной облачностью и прохладной ветреной погодой.

Первую часть дороги мы идём по практически открытой местности, а по факту, по широкому ущелью,

Солнце то скрывается за тучами, то заливает долину ярким светом.

Это я уточняю для того, чтобы вы не удивлялись разной яркости фотографий, которые сняты в нескольких метрах друг от друга.

Мы своим ходом движемся в сторону древней столицы набатейцев мимо живописных скал, электромобилей, арабских скакунов

и других средств заработка местных жителей.

По открытой местности нам предстоит пройти порядка 800 метров.

Мы движемся мимо светло-желтых скал, раскинувшихся по обе стороны широкой дороги.

В исполинских каменных глыбах, часть из которых несут на себе следы обработки человеком, по мнению местных жителей, жили джины, помогавшие людям в строительстве каменного города.

Сейчас в просторных пещерах тусуются местные жители, которые так коротают

Небольшую остановку перед входом в узкий каньон можно совместить с посещением лучшей в здешних краях сувенирной лавки.

Учитывая удаленность от всех источников электроэнергии, она запитана от солнечных батарей.

По дороге в Петру путники здесь обычно пью чашку чая/кофе, а вот на обратном пути уже приобретают что-то из сувениров на память. Я не стал исключением, в прошлый визит купив тут мозаичную тарелку.

Широкая дорога упирается в узкое извилистое ущелье длиной 1,2 километра, ограниченное высокими каменными воротами, созданными самой природой.

Взять штурмом такую крепость крайне затруднительно.

Именно поэтому римский император Траян предпочел длительную осаду, надеясь заморить жителей голодом и жаждой. К счастью, канал по доставке питьевой воды был так замаскирован, что римлянам пришлось использовать в качестве поисковых инструментов изнемогающих от жажды собак. Так ли это было, мы никогда точно не узнаем, но в результате Петра добровольно сдалась на милость римского императора, и оставалась под его протекторатом с 106 по 395 год н.э.

Римляне в числе своих деяний укрепили узкую дорогу через ущелье. Камни неместного происхождения, возможно, были привезены из Турции.

Учитывая узость ущелья, здесь очень боятся дождей. Они за считанные часы могут превратить узкую дорогу в Петру в полноводную реку.

Поскольку несчастные случаи, связанные с наводнениями здесь реально случались, в последние годы администрация Петры соорудила надёжные каменные дамбы.

Они нужны, чтобы в случае сильных дождей вода не попадала в ущелье из соседних скальных разломов.

Итак, для того, чтобы попасть в Петру, нужно пройти через глубокое ущелье, именуемое «Сик».

Оно образовалось вследствие доисторического сдвига земной коры.

Затем больше километра путешественнику нужно идти по узкой тропе, ширина которой в некоторых местах сужается всего до 3-4 метров.

Путешествие через узкое ущелье, ограниченное скалами причудливой формы красно-коричневых оттенков, напоминает экскурсию на другую планету.

Высота скал достигает 60 метров.

Многие фотографы (и те, что ими себя мнят) охотятся за кадрами ущелья без людей.

Для этого они готовы терпеливо ждать, пропуская пешеходов и электрокары, которые постоянно снуют в разные стороны.

Но, на мой субъективный взгляд, люди в этом ущелье очень важны.

Без них невозможно оценить масштаб и понять истинный размер окружающей нас красоты.

Впрочем, как лучше, судить вам!

Петра за свою долгую историю неоднократно меняла хозяев. До набатеев (II век до нашей эры - 106 год до н.э.) город принадлежал идумеям. После римлян в XII веке древним городом владели рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена.

Памятники, сооружённые после VI века н.э., до нас практически не дошли. Поэтому тот облик Петры, который чуть позже откроется взорам путешественников, - это и есть древняя столица Набатейского царства.

Периодически на пути встречаются наскальные барельефы. Некоторые из них созданы природой.

Некоторые - жителями древней Петры.

Там, где красные скалы расступаются, образуя просторные площадки, природа и время изваяли удивительные монументы.

Например, эта скала напоминает слона.

Иногда на уступах разной высоты и в расщелинах скал встречаются деревья, невесть каким образом выросшие среди голых скал.

Акустика Петры завораживает. Непонятный шум из «ниоткуда», который мечется среди скал, лишь по мере приближения источника обретает узнаваемость.

Иногда в нем прорисовываются стук копыт.

Переход через ущелье настолько завораживает видами и красотами, что забываешь о времени и расстоянии, и не сказу понимаешь, когда дорога упирается…


в

Для меня это самый волнительный момент, когда за твоей спиной 2 километра пути сквозь ущелье Сик…

Храм Эль-Хазне - главное сокровище Петры появляется розовым пятном в расщелине тёмных скал.

Учитывая разнообразные оттенки и формы здешних камней, не сразу понимаешь, что перед тобой рукотворное сооружение. Потом при внимательном взгляде становятся видны множество деталей отделки.

Еще несколько шагов через ущелье, и ты на главной площади Петры. В удивительном мире остановившегося времени древних безымянных зодчих, создавших шедевр, с полным правом претендующий на титул одного из чудес света. Именно это место выбрал Стивен Спилберг для финальной сцены фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход».

Несколько минут я пытаюсь прийти в себя и разобраться в нахлынувших чувствах.

Сделать это мешает суета, царящая на площади. В разные стороны снуют флегматичные верблюды, туристы из всех уголков Земли делают селфи...

В общем, как у классика «смешались в кучу

Кроме этого, обернувшись на истошные крики, я вижу двух котов, которые ведут жаркий бой.

И над всей этой суетой возвышается храм Эль-Хазне, или как называют его арабы «Сокровищница фараона». Эль-Хазне буквально означает «хранилище» от хазана - запасать, хранить. Русское слово «казна» также произошло от этого арабского слова.

Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Отправлявшимся от Персидского залива караванам, нагруженным драгоценными пряностями, неделями приходилось идти через Аравийскую пустыню, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в вожделенную Петру.

Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в скалах и песках.

Есть гипотеза, что главный храм Эль-Хазне не что иное, как огромный календарь. Элементы на его фронтоне присутствуют в количествах, соответствующих календарю. Например, ромашек - ровно 30 - по числу дней месяцев. А кубков семь. Как дней в неделе.

На самом деле, всё это, как и живописные рассказы гидов, - не что иное, как домыслы и фантазии. Никаких письменных инструкций древние жители Петры потомкам не оставили…

Монументальный Эль-Хазне — пример величайшего мастерства древних архитекторов и камнерезов. До сих пор ученые ломают головы над вопросом, с помощью каких приемов древние зодчие высекали фасад.

Огромная поверхность скалы была стёсана. С точки зрения сегодняшних технологий для этого следовало соорудить строительные леса, а деревьев в этой местности почти нет. При отсутствии лесов можно было, не стёсывая сразу всю поверхность, воспользоваться неровностями скалы и идти по ней, как по ступеням. В этом случае и каменотёс, и резчик начинали с самого верха, вырубая первую ступень, а затем спускались все ниже и ниже. Ведь одно дело размечать будущую постройку и вырубать её, стоя на строительных лесах, и совсем другое — делать то же самое, повиснув над пропастью...

Но храмовая площадь, несмотря на всю свою красоту, ещё не финал путешествия по Петре.

С площади нужно повернуть направо.

Уже привычно узкое ущелье неожиданно расширяется, превращаясь в очень широкую улицу.

Она протянулась с востока на запад через весь город, и была проложена во времена римского владычества.

Огромный амфитеатр, приковывающий внимание путешественника - наследие римлян, постройка куда более поздняя, чем Эль-Хазне. Он вмещает 6000 зрителей и целиком вырублен в скале.

Из театра можно видеть самые главные гробницы Петры, среди которых — «Собор», Дворцовая Гробница, Коринфская гробница, Гробница Урны и Шёлковая Гробница.

Для древних жителей Петры было очень важно быть похороненными здесь, на месте рождения. По местным законам, умершие за пределами скального города не имели права здесь найти последний приют. А поскольку основным заработком местных жителей была торговля, которую осуществляли караваны, это означало, что они могли находиться в пути по несколько лет. Верблюды ходили медленно, а жизнь в то время была опасной и короткой. Так что домой, в Петру возвращались далеко не все.

Хотя древний город уже много столетий как нежилой, в некоторых древних пещерах сегодня обрели жилище несколько сотен людей.

Это местные жители, - бедуины, источником дохода для которых являются туристы.

Петра - главный туристический бренд Иордании, и здесь никогда не бывает пустынно.

6 декабря 1985 года Петра была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО — древний город был назван «одним из драгоценнейших элементов культурного наследия человечества».

7 июля 2007 года в результате народного голосования Петра вошла в число «Семи новых чудес света».

Продолжая путешествие по древнему городу, очень хочется взглянуть на него с высоты.

Сделать это несложно - разноцветные скалы обычно пологие, и взобраться по ним наверх не составляет труда.

Для более консервативных путешественников в скалах вырублены ступени, которые ведут к главным постройкам Петры.

Самый популярный вопрос, который мне задают люди, слушающие рассказ про Петру – а что, там внутри, в этих величественных храмах?

Ответ пугающе прост – ровным счётом ни-че-го!

В одном из скальных храмов в южной части города видны следы пожара.
Видимо, удаляя копоть, реставраторы заодно стесали странные камни, заставив их играть яркими красками.

За последующие столетия эти помещения использовали последователи разных религий, включая христианскую, да и просто для бытовых нужд.

Так что из древних внутренних убранств помещений до наших дней не дошло ничего.
Туристы едут посмотреть на древний город со всех уголков планеты.

Нам крупно повезло оказаться здесь в межсезонье, когда число желающих ознакомиться с Чудом Света минимально, и ущелье не напоминает улицу в базарный день.

И не стоит думать, что Петра это только ущелье Сик и храм Эль-Хазне, - Петра огромна!

Стоит сделать шаг назад, и я улечу вниз с очень внушительной высоты!..

Также про Иорданию можно почитать:
Лунные пейзажи пустыни Вади Рам
Вероломное нападение на мирный поезд в пустыне Вади Рам