
Как воспитывать детей. Почему рождаются преступники.


В последние годы мир потрясли трагические события, заставившие общество задуматься: как люди, выросшие в благополучных семьях, способны совершить жестокие преступления.
В России внучка мэра одного из городов убила и расчленила своих бабушку и дедушку — событие, шокировавшее всю страну своей жестокостью. В Соединённых Штатах Америки сын заместителя шерифа, 19-летний юноша, устроил бойню в собственной школе, расстреляв своих одноклассников. Как могло случиться, что дети, окружённые, казалось бы, достатком и заботой, стали способными на столь страшные поступки?о
Какие факторы — врождённые или приобретённые — определяют, будет человек созидать или разрушать?
Исследования на близнецах показывают, что генетическая предрасположенность вносит существенный вклад в склонность к агрессивному и антисоциальному поведению. Согласно метаанализу, наследуемость антисоциального поведения оценивается в среднем в 41% [1]. Однако наличие генетических мутаций не является приговором: они увеличивают риск, но не определяют поведение однозначно.
Несмотря на благоприятные условия воспитания, отдельные люди совершают тяжёлые преступления. Этот парадокс объясняется сложным взаимодействием генетических факторов, особенностей нейробиологии и психосоциальных влияний в детстве.
Что же превалирует: генетические факторы или факторы воспитания.
Некоторые говорят, что от генетики никуда не деться. На самом деле это так.
Но, давайте посмотрим, как обстоят дела в Японии и Гондурасе. В Японии за 2024 году количество убийств составило 0,2 на 100 000 человек. В том время как в Гондурасе 98,3 человек на 100 000.
В наших исследования на детях, у которых имеется косоглазие, амбиопия, вынужденное положение головы, мы показали, что важным фактором формирования нормального зрения и возникновения косоглазия является нарушение рефракции при рождении и в первый год жизни ребенка. Будет у него косоглазие или слабое зрение зависит от того назначим ли мы очки при необходимости в 3 месячном возрасте или нет. Здесь тоже имеет место закон диалектики «единство и борьба противоположностей». Маленькая разница в астигматизме между глазами даже в 0,5 диоптрий, может приводить к косоглазию и амблиопии (эффект бабочки).
Рис. У этого ребенка 5 месячного очень высокая степень гиперметропии и астигматизма. Его брата мы обследовали в 12 летнем возрасте, когда у него возникло косоглазие. Прооперировали, выписали очки, но восстановить остроту зрения косящего глаза не удалось. Стойкая амблиопия. А у его братишки все будет хорошо, ни косоглазия, ни амблиопии,
Тоже самое и воспитание ребенка. Оно начинается с момента рождения и до 3-5 лет. Именно в этом возрасте формируется личность, характер ребенка. Маленькими незначительными неправильным поведением родителей или разговоров между супругами могут иметь огромное значение в воспитании характера и будущей личности (эффект бабочки). При разговоре друг с другом надо знать, что это слышит их ребенок. Надо с раннего возраста научить его самостоятельно кушать и убирать за собой постель и все остальное.
Иногда в моей памяти всплывают такие воспоминания, что иногда я помню то, что было со мной в возрасте даже одного двух лет. Поэтому хочу поделиться с вами некоторые воспоминаниями, которые сформировали меня как личность.
Мои личные воспоминания
Почему одни люди становятся трудолюбивыми и порядочными, а другие — преступниками? Всё начинается в детстве, в том, как формируется восприятие самого себя и окружающего мира.
Меня с раннего детства окружала атмосфера любви и уважения к человеку. Мама часто читала мне сказки перед сном. Она говорила, что человеческая жизнь бесценна, что за неё нельзя получить никакие деньги мира. Когда я в детстве спрашивал её, "сколько я стою" или "продашь ли ты меня за миллион", она отвечала: "Твоя жизнь и жизнь других людей святая, её нельзя купить". Эти слова глубоко отпечатались в моей душе.
До 6 лет я жил в Саранске у бабушки. Это были годы 1953–1957 — время тяжёлое и голодное. Когда я бывал на днях рождения у других детей, мне дарили подарки и конфеты в красивых мешочках. Однако, возвращаясь домой, я видел, как бабушка забирала у меня эти мешочки и не отдавала их. Тогда я не понимал, почему так происходит.
Позже, на мой день рождения, бабушка устраивала праздник, приглашала других детей и дарила им те самые мешочки с подарками, чтобы у меня тоже был настоящий праздник и чтобы я ничем не отличался от других.
Я почувствовал, что для бабушки было важно, чтобы я был счастлив и чтобы я не ощущал недостатка в заботе и радости, несмотря на тяжёлые времена.

Рис. Я в детстве. Рядом лежит альбом для фотографий. У моего брата тоже был такой же.
Тогда я был совсем маленьким, но когда я сам угостил мальчика печеньем из шкафа, бабушка, сказал соседке, что я очень добрый. Эти слова радости за мой поступок я помню до сих пор. Обратите внимание, сказал не мне, а соседке.
Человек развивается через противоречия. Если сказать ему "ешь" — он может отказаться. Но когда его действия вызывают одобрение окружающих без давления, это становится частью его внутренней мотивации.
В детстве положительное подкрепление — это мощнейший инструмент формирования характера. Невозможно заставить ребёнка что-то делать приказом. Но если он сам возьмет в руки книгу, и родители, думая, что он не слышит, скажут друг другу: "Посмотри, как он интересуется книгами", это рождает в нём стремление развиваться. Именно в самом раннем возрасте формируется личность человека. Об этом надо постоянно помнить, когда взрослые при детях разговаривают с кем-то. У детей «длинные уши», они все слышат. Таким образом, мы можем воспитать ребенка. Они как пластилин и все зависит от родителей и людей каким он вырастит, которые его окружают.
Поэтому надо говорит правду. У меня работала медсестра. У нее был муж, директор завода. Но один раз я слышал, как она сказала другой медсестре, что те люди, которые крадут (наверное, имела в виду коррупцию), что хорошо живут, возможно надо так жить. Наверное, она говорила тоже самое и при ребенке, который впоследствии оказался преступником, карточным игроком, наркоманом.

Рис. Маленькие фразы, брошенные родителями при разговоре друг с другом, могут полностью в дальнейшем изменить жизни ребенка. Он пойдет по правильному зеленому пути или выберет другую дорогу.
Однажды во дворе, кажется в возрасте 5-6 лет я нашёл кошелёк с деньгами. Я не стал оставлять его себе, а спрашивал у всех, кому он принадлежит, пока не вернул хозяйке. Какой хороший мальчик, сказала она. Надо купить тебе конфеты, но конфеты не купила. Благодарность окружающих запомнилась мне на всю жизнь. Я понял: поступать правильно — это большая награда сама по себе.
Интересно, что с самого детства, кажется, ещё с годовалого возраста, у меня сохранились очень чёткие воспоминания о некоторых моментах. Я сидел в кроватке и бросал какую-то игрушку. Слева из двери появлялась какая-то фигура, клала игрушку обратно в мою кроватку. Но как только эта фигура уходила, я снова бросал игрушку. Некоторые эпизоды из детства помнятся очень отчётливо. Видимо, именно из таких моментов и формируется наша личность.

Рис. Я крайний справа. Обнимаю девочку. Однажды она спросила у меня "какое платье одеть на праздник". Я сказал голубое. Мне нравилось это платье, потому что оно просвечивало. Вот этот маленький момент помню до сих пор.
В семье мне никогда прямо не говорили "ты должен хорошо учиться". Вместо этого родители между собой говорили, как естественно, что я буду учиться хорошо. Эти разговоры при мне создавали ощущение естественности успеха.
Когда мы жили на даче, отец много работал в саду. Он вовлекал меня в работу через личный пример, а не через принуждение. Это невидимое одобрение — важнейший строитель сильной личности.
На даче он вставал в 6 часов. Я хотел спать, но он меня поднимал, и мы шли на берег моря. Вначале бегали вдоль пляжа, а потом заходили в холодную воду. До самой смерти он вставал в 6 часов, ходил в бассейн (ключи ему давали руководители бассейна), плавал и постоянно занимался спортом. Затем шел на работу, а после работы в своем кабинете что-то писал.
Моя мама тоже профессор, лауреат Государственной премии, тоже постоянно работала. Все эти качества есть у меня и моего брата. Тоже самое я делаю это сейчас.
Но, есть и отрицательные качества. Меня в детстве постоянно лечили от ревматизма, от гайморита. Говорили, что есть систолический шум на верхушке сердца, даже организовали здоровому ребенку постельный режим. Поэтому у меня с детства часто бывает паника насчет здоровья. Я неоднократно делал гастроскопию и 4 раза ангиографию сосудов сердца. После того как сделаю успокаиваюсь.
Когда у меня был простатит, то лечил себя непрерывно антибиотиками в течение 2 лет, пока не понял, что надо вовремя остановиться и что антибиотики могут быть очень вредными. Но если бы не было этих фобий, то не было бы и нового лечения HAT Medicine. Когда пишу эти строки, у меня опять фобии и опять начинаю проводить свое лечение. Оказывается, если улучшить состояние желудочно-кишечного тракта, то может появиться одонтогенный гайморит при наличии кисты зуба. Начну лечение от него. Посмотрим, что получится.
Так до пяти лет в ребёнке формируется образ: "Я хороший". Этот фундамент становится основой всей жизни: желанием работать, стремлением помогать людям, создавать новое. Именно, наверное так рождаются не преступники, трудолюбивые и счастливые люди.
Я вырос, стал профессором, редактором журнала «Офтальмология, Случаи и Гипотезы» и разработал уникальную медицинскую систему HAT Medicine (Human Attractor Treatment). Эта система основана на борьбе противоположностей между микробиотой и иммунными клетками. Восстановление баланса между ними приводит к исчезновению заболеваний.
Всё в мире подчиняется одному и тому же закону: единству и борьбе противоположностей. Это важно учитывать при воспитании ребёнка. Когда вы разговариваете рядом с ребёнком, помните: он слушает вас, и ваши слова для него — как небесный клад. Это особенно важно в самом раннем возрасте. Позже, в школе, вас заменят его друзья, которые примут от вас эстафету. Но самые важные жизненные постулаты закладываете именно вы.
Вероятно, именно этим можно объяснить, почему случайно брошенные фразы и их многократное повторение способны в будущем привести к трагедиям, таким как убийство детей, родителей или невинных людей. Мы часто сталкиваемся с подобными случаями в криминальных новостях.