Пётр Милосердов: «Русские в KZ практически официально являются людьми второго
rubin65 — 06.01.2022Я отсидел почти два года в тюрьме за «подготовку государственного переворота в Казахстане». И вот, собственно говоря, он происходит :). Что я думаю, основываясь на имеющейся информации и собственном видении ситуации?
1. Я ни минуты не верю в самоорганизацию «народных казахских масс». У казахов просто нет подобного опыта. Вообще никакого. Максимум, на что эти массы способны – это на участие в организованном погроме, как это было и в 1986-м году, когда местная элита решила показать зубы Москве. Все последние «эксцессы» типа «языковых патрулей» или избиения дунган были явно инспирированы «сверху». Думаю, что и у этих событий есть заказчики и организаторы (в т.ч. в среднем звене).
2. Пожар запылал с Актау, Атырау и это не удивительно. Потому что там живут адайцы (они называют себя «адаевцы») — довольно беспокойный и пассионарный казахский субэтнос. Желающие могут погуглить информацию о том, как адайцы в 1980-х выгнали чеченцев, ещё ранее — били приезжавшую на «комсомольские стройки» молодёжь — в 1960-х, 1970-х. И, кстати, мало кто понимает, но расстрел в Жанаозене — это публичная порка адайцев со стороны центра.
3. Экономика KZ — это полезные ископаемые, нефть, газ, цветмет. Большинство предприятий по их переработке принадлежит иностранцам, в основном — Британии. Вообще, роль UK в KZ трудно переоценить. Так, например, бывший премьер-министр UK Тони Блэр (!) был советником Назарбаева (!). А родной брат Тони Блэра, судья Вильям Блэр осудил к тюремному заключению в Англии оппонента Назарбаева (!) — Мухтара Аблязова. Так что, друзья, все розовые сопли и слюни по поводу противостояния «Западные демократии» vs «Байский режим Елбасы» можете высморкнуть в урну.
4. Когда я в 2012/2013 годах занимался аналитикой по KZ, я решил обойти все аналитические центры по KZ и Средней Азии в Москве. Обошёл, поговорил с людьми. И выяснил, что все они … выкуплены на корню Назарбаевым. Ну, то есть мне, прямо в глаза транслировали повесточку «Ак-Орды» (резиденция Елбасы). Проводя аналогию, представьте себе, что все экспертные центры по России в США, финансируются через ФСБ/СВР и транслируют американским ЛПР российскую повесточку. Поэтому: никакой объективной информации о том, что происходит в KZ у российских властей нет (с чем я их и поздравляю).
5. Казахстанская политика устроена довольно сложно, сложнее
российской. Тут накладываются как слоёный пирог, друг на друга:
— национальные противоречия;
— меж-жузовые;
— территориальные (Запад—Север—Юг);
— родственно-клановые;
— международные (Россия—Турция—Британия—Китай);
— религиозные;
— социально-демографические.
Это довольно сложное хозяйство. Назарбаев с ним кое-как справлялся,
регулярно давая крены, повороты и кульбиты, действуя сам, без
России (разумеется). Разбираться в этом реально сложно, лично я
себя экспертом назвать не рискну.
6. Русские в KZ практически официально являются людьми «второго сорта» — их не подпускают к госуправлению, и какому-то серьёзному бизнесу. При этом какой-то явной дискриминации на низовом уровне как правило нет.
7. Кто организовал протесты? Я думаю, что версии — «Токаев» и «западно-казахстанские элиты» имеют право на существование как по отдельности, так и в сочетании.
8. К чему приведёт решение России о вводе войск? Смотря как будет реализовано. Ключевой вопрос — будет ли это реализовано вместе с организаторами беспорядков или нет? Если вместе, то довольно быстро всё сойдёт на нет. Даже очень быстро, 2-3 дня. Это может быть «крымский вариант» — «вежливые люди» точечно охладят погромщиков. Если нет, то придётся помучиться. Впрочем, у казахов нет опыта массового низового противостояния властям, плюс их психология — «ты начальник, я дурак». В общем, тоже довольно быстро сойдёт на нет. Опыт Жанаозена тому подтверждение. А вот какие последствия это будет иметь для русского населения Северного Казахстана? В первом случае — скорее всего никаких. А вот во втором — русские рискуют пожизненно стать «агентами Москвы» и полускрытыми коллаборационистами. Что, без сомнения, плохо скажется на их повседневной жизни.
9. Моё личное мнение: ввод войск в KZ должен сопровождаться требованиями (со стороны Москвы) о законодательном закреплении роли русского населения в KZ. Речь должна идти о федерализационных процессах, закреплённых в Конституции. Например — статусах руссконаселённых территорий как республик с правом выхода из KZ. Иначе — мы обрекаем русских на роль пожизненных заложников очередных «елбасы».
- Пётр Милосердов. 6 декабря 2022
- Пётр Милосердов: «Разница между Казахстаном и Туркменией по уровню политических свобод очень небольшая».