Песня о белых воронятах

На заброшенном балконе
Среди прочей мишуры
Как-то встретились вороне
Биллиардные шары.
Что за птица улетела
И забыла путь домой?
На шары ворона села,
Стала греть шары собой.
Ни на шаг не отходила
От приемышей своих,
Не студила, не будила,
А высиживала их.
И когда явилась осень,
Чтоб сорвать листву с берез,
Вдруг из цифры номер восемь
Показался чей-то нос.
Шла ворона через грядку,
А за ней шагали вряд,
Рассчитавшись по порядку,
Восемь белых воронят.
Все вокруг цвело и спело,
Пах листвой осенний сквер,
И ворона вдруг запела,
Захлебнувшись буквой Р.
Позабыв про все на свете,
Пела птица на суку,
И вопили рядом дети
С номерами на боку.
(Валерий Шульжик)
***
Вот так порой люди своим человеческим теплом согревают давно уже дохлые идеологические инсталляции. И в святой ошибке отдают свое тепло льдинкам, полагая, что, напротив, это льдинки их согревают.
Например, Алеши Карамазовы приходят в епархиальную консисторию с верой, будто "Церковь это организм любви". И пробуют создать очередное нечто "с человеческим лицом".
Но законы термодинамики неумолимы: их тепло вытекает из них, тратясь на обогрев огромного мраморного дворца.
Структура продлевает свои дни, впитывая и расходуя энтузиазм этих Алёш, но убеждает их и всех, что это именно она (Она с Очень Большой Буквы) вливает в них жизнь (хотя процесс скорее обратный).
Много раз в своих лекциях еще 90х годов я говорил, что холодную нетовщину буддизма народы Азии согрели своим теплом.
Говорил я и том, что не вполне согласен с формулой о том, что мир и церковь живут "по молитвам старцев". Я говорил, что скорее она живет по молитвам церковной молодежи. Молодые чаще всего здоровы, мало задумываются о земных нуждах и проблемах, поэтому их молитвы менее просительны, чем у взрослых. В их молитвах чаще встречается ликующее славославие (истинное бескорыстное право-славие).
И всегда же я поражался тому, как из пламенных семинаристов получаются "попы"-пофигисты.
Системный кондиционер откачивает тепло неофитов, и в итоге появляется то, что сегодня принято называть "выгорание".
А в стихе ведь происходит чудо: жизнь появляется там, где ее вроде и быть не могло.
По законам логики "из лжи следует все что угодно", в том числе и истинный вывод. И ложная вера (например, в "тысячелетний рейх" или в исключительную спасительность двоеперстия) может вдохновить на настоящие подвиги и породить пламенеющих учеников.
Иногда Алеши упорствуют, становятся профессиональными юродивыми. Система их бьет, иногда убивает. Но они своей жизнью свидетельствуют, что жизнь по совести и Евангелию возможна даже в заледеневшей Антарктиде. Иногда их энтузиазм использует какая-то из "башен власти" в своих интригах против коллег.
А после кончины такого юродивого система порой понимает, что к ее же системной пользе построить гробницы пророкам и украсить памятники праведников, заверяя "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков".
А в финале стиха еще один поворот: "дети с номерами на боку". То есть встроенные в леденящую "систему", пронумерованные ею и ею стандартизированные. Такой же поворот в финале песни "мы гороховые зерна".
А еще - буддист, оккультист, атеист, а также автор "барнаульского догмата" В. М. Гундяев сказал бы, что это вообще формула генезиса (точнее - воспроизводства) религии: человек пестует и согревает свою мечту о богах, вкладывая в нее свою "энергию", и в конце концов наделяя их жизнью и силой ("изготовление терафимов").
Человек несомненно способен создавать богов по своему образу и подобию.
Что, однако, отнюдь не исключает создание человека Богом по Его образу.
|
</> |