Первый роман Айн Рэнд, автора "Атлант расправил плечи"
sketchschool — 18.10.2023У меня как-то все получается странновато с популярными писателями. Про «Атланта» слышали решительно все, кто смотрел американское кино. Я даже не возьмусь сказать, во скольких фильмах и сериалах он упоминался. Недавно этот трехтомник дочитал мой муж и сильно мне его нахваливал.
А мне вот совершенно случайно попалась самая первая книга Айн Рэнд. Кстати, с самой писательницей довольно забавная история. Она родилась в России, в Санкт-Петербурге, в хорошо обеспеченной еврейской семье. Каким-то чудом даже умудрилась получить в 20-х годах высшее образование и еще большим чудом официально попала в США, получив визу для учебы. Там довольно стремительно выскочила замуж за человека из Голливуда... и прожила с ним 50 лет. Первый роман Айн Рэнд написала в 36-м, кажется, году, и речь в нем шла о жизни в послевоенном Петрограде 20-х годов. Довольно захватывающая и совсем не веселая книжка.
Основных действующих лиц трое: Кира Аргунова — дочь разорившегося фабриканта, мечтающая строить мосты и здания из бетона и стекла, Андрей Таганский — герой гражданской войны, красноармеец, студент того же Технологического и агент ГПУ и Лев Коваленский — сын расстрелянного адмирала, поначалу студент-историк, а в конце НЭПман-спикулянт.
Айн Рэнд показывает, как романтичная, но очень стойкая Кира проходит через лишения жизни 20-х годов. Постоянный холод, голод и партийные чистки она воспринимает стоически. Она поступает в Технологический и мечтает, как будет строить новые здания и сооружения. Там же знакомится с товарищем Тагановым. И почти одновременно со скрывающимся от властей сыном адмирала. Они даже пытаются вместе бежать за границу, но попадаются и чудом избегают застенков. В этот момент начинает казаться, что идеалист Лео, которому душно и тесно в советской России, — не жилец. Кира становится его любовницей. На протяжении романа Лео трижды оказывается на грани гибели, и каждый раз представители враждебной советской власти его спасают. Любящая его Кира снова и снова жертвует собой, чтобы он мог жить дальше. Этой «великой миссии» посвящено все в ее жизни с момента их встречи. Запущенный маховик уничтожает даже товарища Таганова, у которого были все шансы прожить очень неплохую жизнь.
По мере прочтения я много раз думала о том, кого в данном случае считать мертвым — того, кто перестал дышать или того, кто перестал быть собой.В конце концов до конца верной себе осталась только Кира.