«Министр Нет»


Вчера Россия в одиночку наложила вето на резолюцию Совбеза ООН по крымскому вопросу. Креаклы радуются, говорят, что Россия осталась одна. Но никакой трагедии в этом лично я не вижу. США десятки раз накладывали в одиночку вето на решения Совбеза, защищая свои национальные интересы. Такова она, суровая доля супердержавы - периодически противостоять всему миру.
Интересно, в связи с крайними событиями, перечитывать годичной давности материалы журнала Foreign Policy про Сергея Лаврова, Министра иностранных дел Российской Федерации. Конечно, написана она тогда была в связи с событиями вокруг Сирии, роли России и министра Лаврова в этих событиях, но суть ее от этого не меняется. Статья была написана главным редактором Сюзан Глассер и называлась «Министр Нет».
Характеристики в статье Лаврову даются самые разные – от нецензурного выражения, которым воспользовался пожелавший остаться анонимным представитель администрации Джорджа Буша-младшего до объяснения официального представителя МИДа РФ Александра Лукашевича того, как Лаврову удалось так долго удержаться на посту («Он совершенен для этой должности»).
Глассер утверждает, что Лавров со времен службы в ООН научился в полной мере использовать «силу российского вето» («Его цели всегда были одинаковы: налагать вето во славу России и сбивать с американцев спесь при любой возможности», – Джон Негропонте, бывший посол США в ООН). Впоследствии у него сложились натянутые отношения с двумя женщинами на посту госсекретаря США – Кондолизой Райс и Хиллари Клинтон, сформированные как политическими разногласиями (по поводу Грузии, Ливии и Сирии), так и тем, намекает автор статьи, что ни Райс, ни Клинтон не разделяли любви Лаврова, который «никак не был серым аппаратчиком», к сигаретам и шотландскому виски (сам Лавров при этом заявил в интервью, что у него были «хорошие личные связи со всеми госсекретарями, с кем мне случалось работать»).
Впрочем, сам Лавров придерживается мнения, что российская политика не агрессивна, но настойчива, и что россияне всего лишь предпочитают называть вещи своими именами – а не всем это нравится. В эксклюзивном интервью Foreign Policy дипломат неоднократно упоминает принципы видного российского дипломата 19-го века Александра Горчакова, который считал вмешательство во внутренние дела страны неприемлемым. Что касается приписываемой российскому руководству «агрессии», Горчаков сказал в свое время: «Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
Бывший госсекретарь Кондолиза Райс заметила в интервью Глассер, что, «как и россиянам в целом, ему хочется уважения, поэтому они ищут способы использовать вето. К сожалению, у России сейчас нет позитивных способов использовать силу, так что они негативные». (Лавров парировал: «США десятки раз накладывали в одиночку вето в Совете Безопасности ООН»).
По поводу продажи оружия Сирии Лавров заявил: «Мы никогда, никогда не пытались скрыть, что мы реализуем подписанные ранее контракты – еще до того, как все это началось. И контракты эти в основном – поставки сирийскому правительству оборонного оружия, ПВО – и это абсолютно ясно, что Сирия нуждается в легитимных возможностях, потому что угрозы достаточно реальны. У каждой страны есть легитимное право на оборонные способности, которые не запрещены никаким международным соглашением, и мы ничего не нарушаем».
По словам Лаврова, он наблюдает перемену в отношении Вашингтона и европейцев к сирийскому кризису – что «необходимо начало диалога»: «Если война в Сирии продолжится – я боюсь, что военное решение будет означать исключительно радикализацию страны».
По поводу отношений США и России после «перезагрузки» Лавров заметил, что в них «много позитивных элементов» – начиная от прогресса в сфере ядерного разоружения и заканчивая работой президентской комиссии. Говоря о разногласиях, Лавров отметил противоракетную защиту НАТО («Мы до сих пор верим в то, что, если Российская Федерация и США начнут думать сообща, мы сможем разработать совместную систему, которая станет эффективной защитой евроатлантического региона от угроз, исходящих извне.
По материалам «Голос Америки».
|
</> |