"Германия год нулевой", или Шедевр Росселини
catherine_catty — 13.12.2024 Теги: Росселини Теперь такие фильмы, к сожалению, смотрят редко. Ибо тема тяжелая, пленка черно-белая, никакой тебе романтической любви. А зря, ибо "Германия, год нулевой" недаром признан одним из шедевром неореализма.Для этого течения характерны изображение жизни простых людей, съемка на натуре, естественное освещение и непрофессиональные актеры. Лично я ничего не имею против первого, второго и третьего, но васипупкины в главных ролях меня всегда пугали.
К счастью, обычно режиссеры поручали играть персонажей, имеющих значение для сюжета, актерам, пусть и малоизвестным. Так и здесь: массовка набрана на месте съемок, но главных героев играют немецкие актеры. Даже самый юный, Эдмунд Мешке, играющий Эдмунда Кехлера (да, это тоже традиционно - называть героев именами актеров) имел отношение если не к сцене, то к цирку. То есть, это не просто мальчик со стороны.
Еще раз повторю: фильм страшный. Обычно кинематографисты жалеют детей, собак и кошек. Все ж это самые ранимые существа, их грех обижать даже на киноэкране. Но у Росселини никакой жалости не было. Боль была, его сын Романо, на которого Эдмунд был похож, только что умер. А вот жалости - нет. Поэтому Росселини ставит Эдмунда в совершенно безвыходную ситуацию: в 12 лет он должен обеспечивать семью. Ибо брат его, бывший солдат Вермахта, воевавший в Африке и России, прячется от властей и не имеет продуктовой карточки, отец тяжело болен и не может работать, а на сестре Еве - домашнее хозяйство плюс она в ночном клубе выпрашивает сигареты у посетителей, чтоб потом продать их. А голод в 1945 году в Берлине был нешуточный и все, что можно продать, уже продали.
На мой взгляд, самые страшные кадры - те, когда мальчик идет по разрушенному городу в поисках еды. По идее, ему бы сейчас сидеть за партой, играть в футбол, есть мороженое. А самой страшной проблемой должна быть плохая оценка. Но Эдмунд борется за жизнь, свою жизнь и жизнь семьи, потому что в год его рождения к власти пришел Гитлер. Тень этого безумца еще витает над Германией, недаром еще один сильный кадр - это тот, когда в развалинах канцелярии вдруг раздается голос фюрера, записанный на пластинку. И конец фильма показывает: нацизму сломали шею, но агония его еще не закончилась, эта идеология еще смертельно опасна.
Фильм снят почти восемьдесят лет назад, он ценен еще и тем, что в нем все аутентично. Мы видим немцев 1940-х годов с теми прическами и в тех одеждах, что носили тогда. Хотя, на мой взгляд, некоторые проколы с точки зрения реквизита есть. Про пижаму и свитер отца соседи говорят, что они рваные. Между тем, в кадре ни одной дырки не видно, там даже потертостей нет. И девушки, которые, сидя дома, с утра причесаны, накрашены и вообще выглядят так, что хоть на свадьбу, хоть на поминки - это несколько странно на наш современный взгляд. Ну, хоть на руки Евы посмотрите, как она с таким маникюром домашней работой занималась, а? Нет, я помню, что в голливудских лентах 1930-х красотки-дикарки по джунглям на шпильках бегали. Но Росселини же реализм позиционирует.
Тем не менее, фильм горячо рекомендую. "Сейчас так не делают".
Картинки с сайта https://www.imdb.com/
#киноинемцыКК #роберторосселини #неореализм #итальянскиефильмы
|
</> |