Первый полёт Ту

100 лет назад 21 октября 1923 года в воздух поднялся первый самолёт, построенный Андреем Николаевичем Туполевым.
АНТ-1 стал не только первым самолетом конструктора, но и первым полуметаллическим самолетом России.

Туполев, в противовес сложившемуся «деревянному лобби», считал, что будущее авиации — в металлических конструкциях. Обдумывать свою идею он начал ещё в 1911 году. Но только после окончания I Мировой войны первые металлические самолёты стали появляться в странах Европы. В октябре 1922 года в ЦАГИ, по предложению Госпромцветмета, была организована комиссия по постройке металлических самолетов. В ее состав вошли Туполев, Сидорин, Погосский и Озеров.
В том же 1922 году на заводе Госпромцветмета в селе Кольчугино была выплавлена первая партия слитков нового легкого прочного сплава, который назвали в честь места производства — кольчугалюминием.
Из него были сделаны первые части самолёта, листы и гнутые профили из кольчугалюминия.

«Ангаром» для постройки летательного аппарата стала комната на втором этаже бывшего особняка меховщика Михайлова. Сейчас в этом доме по адресу улица Радио, 17 расположен Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского.
Самолёт строили с апреля 1922 по октябрь 1923 года. Первый полет решили выполнить с бывшего Кадетского плаца, расположенного перед Екатерининским дворцом.
21 октября 1923 года создатели буквально «на руках» перенесли АНТ-1 через Дворцовый мост по Красноказарменной улице. Летчик ЦАГИ Е.И. Погосский сел в кабину и поднялся в воздух.
В газетной заметке «Испытания новых русских самолетов» говорилось о том, что на аэродроме имени т. Троцкого был испытан «…ряд самолетов русской конструкции и производства.» Далее упоминался АНТ-1
Маленький спортивный полуметаллический самолет с мотором «Анзани» 35 сил, построенный по проекту А.Н.Туполева. Тип самолета — моноплан со свободнонесущими, низко поставленными, как у Юнкерса, крыльями. В его постройке впервые был применен для самолетостроения кольчугалюминий. Самолет испытывался красвоенлетом Погосским и показал хорошие летные качества.
Полное название АНТ-1 — «Маленький спортивный полуметаллический самолет с мотором «Анзани» 35 сил, построенный по проекту А.Н. Туполева. В его постройке впервые был применен кольчугалюминий.
При испытании ЛА показал неплохие летные качества. В одном из следующих полётов он поднялся на высоту 600 м и показал скорость 125 км/ч. К сожалению, изношенный мотор «Анзани» быстро перегревался и терял мощность. Нового мотора в мастерских ЦАГИ не нашлось и АНТ-1 больше не летал. После постройки в 1932 году завода опытных конструкций (ЗОК) самолёт поставили в сборочном цехе завода № 156.
После ареста Андрея Николаевича Туполева в 1937 году следы АНТ-1 теряются. Скорее всего он был уничтожен вместе с архивами КБ.