Первый диспут о боге (оппонент - morreth)

Начнем наш доброжелательный диспут, проходящий в жанре диалога,
то есть разговора двоих. Реплики других людей будут игнорироваться
до окончания разговора.
Предметом спора является существование/несуществование бога (точнее
Бога религии), а не заявлений и взглядов верующих и
атеистов. Понятно, что если кто-то где-то выдвинул ложный тезис или
глупо опровергал его, это не должно касаться всех остальных (я
намекаю на статью Харриса). Разговор имеет самостоятельный характер
и не отсылает к внешним текстам.
Уточняю: я неверующий, но не атеист и не агностик.
Для прояснения философской позиции добавлю, что придерживаюсь
номинализма.
Разумеется, я слышал много о богах. Именно о богах, а не боге,
так как слово одно, а смыслы разные. Так же, как говорить о свободе
и свободе в определенном значении - разные вещи.
Моя позиция проста. Я отрицаю, что существует любой из богов,
которых проповедуют религии. Сейчас мы, как я понял, будем говорить
о христианской вере в бога. Однако для начала разговора мне
необходимо получить определение слова (!) бог. Не бога,
но именно слова, понятия. Что обозначает "бог"? С этой точки
можно будет двигаться дальше.
Сразу скажу, что я не только не отрицаю существование бога вообще в
любом понимании, но даже могу доказать его существование. Но это
при строго определенном понимании слова бог, и иначе - при другом
значении слова. Притом никак не относится к христианскому
богу. К примеру, если некто назовет солнце богом, я признаю, что
бог есть. Ведь мы называем планеты солнечной системы именами богов
и ещё никто не пытался оспаривать их существование. Но ведь это не
те боги, о которых говорит религия, думаю все со мной согласятся.
Неопределенность слова бог - первое, что приводит к путанице в
вопросах веры. Надеюсь, мы проясним скопившийся туман.
UPD. Диспут по сути, не состоялся. Отчасти по моей вине. Я не
думал, что нужно жестко обговаривать регламент. Диалог строится по
принципу реплика А - реплика Б - реплика А. Никаких сложностей,
даже детям понятно. При этом реплики взаимодействуют - один
человек реагирует на сказанное другим. Говорит своё, а не по книге,
разумеется. И так, чтобы речь/текст комментария можно было
воспринять как целое и спокойно отреагировать. Превращать реплику в
трактат - значит убить диалог. Вот он и был убит. На корню. Но
несостоявшийся диспут - не значит неудачный диспут. Второй раз
такой проблемы не будет. А оставшийся беспорядочный спор тоже
по-своему интересен.
Не всё в жизни получается, как задумываешь, это в порядке вещей :)
Зато я теперь могу говорить с вами.
|
</> |