Первые Герои Великой Отечественной
mikle1 — 05.04.2021 Заметьте, первые три Герои Советского Союза, получившие Звёзды за таран гитлеровских асов, не были озверевшими от адреналина самоубийцами - били грамотно, сохраняя свои машины.28 июня 1941 г. младший лейтенант Петр Харитонов уже настигал машину с черной свастикой. Он волновался — это был его первый воздушный бой, — торопливо жал на гашетку пулеметов, но трассы проходили мимо цели. А когда ему удалось подойти к немецкому самолету поближе и прицелиться по бензобаку, то выстрелов не последовало. От немецкого же бомбардировщика протянулись огненные струи — бил опытный стрелок. Машина Харитонова получила повреждения. Однако советский летчик не прекратил преследования.
Неожиданно «юнкере» резко стал снижаться, чтобы оторваться от краснозвездного истребителя на высоте бреющего полета. Харитонов не отставал. В стеклах фонаря мелькали верхушки деревьев, а молодой пилот прижимал врага все ниже и ниже. Советский летчик не мог допустить, чтобы нацисты ушли безнаказанно. Мгновенно созрело решение таранить бомбардировщик. Он заставил себя успокоиться и, сблизившись вплотную с Ю-88, легким движением педали подвернул свой «ишачок» влево. Последовал сильный удар, и от хвостового оперения «юнкерса» полетели обломки.
Экипаж вражеского самолета нашел свою могилу в районе Острова. Лишь один немецкий летчик приземлился на парашюте и был взят в плен. На допросе он показал, что все члены экипажа имели железные кресты за бомбардировку городов Франции и Англии. Петр Харитонов на поврежденной машине благополучно произвел посадку.
Не зная о подвиге Харитонова, его однополчанин младший лейтенант Степан Здоровцев в 14 часов 10 минут того же дня вылетел для отражения налета немецких бомбардировщиков. В районе Острова советские истребители стремительными атаками расстроили боевой порядок вражеской группы. Немецкие пилоты, беспорядочно сбросив бомбы, стали уходить с резким набором высоты. Степан Здоровцев пристроился за «юнкерсом» и догнал его, когда стрелка высотомера показывала уже 7000 метров.
Немцы яростно отстреливались. Несколькими пулеметными очередями советский истребитель заставил навечно замолчать обоих стрелков. И вот уже в прицеле голова немецкого пилота, но... патроны кончились. И Здоровцев пошел на таран. На максимальной скорости он стал сближаться с врагом. Непомерно большой хвост «юнкерса» плыл уже перед самым носом советского истребителя. Вот винт полоснул по рулю поворота, однако самолет с черными крестами продолжал лететь. Тогда советский летчик еще раз сблизился с врагом и обрубил ему руль высоты. Бомбардировщик, потеряв управление, стал беспорядочно падать. Летчик и штурман выпрыгнули с парашютами, но на земле были взяты в плен.
На своей израненной машине, с отбитыми частично лопастями винта, Здоровцев с трудом дотянул до своего аэродрома.
Это были первые тараны в небе Севера.
На следующий день подвиг совершил младший лейтенант Михаил Жуков. Участвуя в отражении налета группы самолетов противника, он также израсходовал весь боекомплект и решил таранить врага. Немецкий летчик, очевидно догадываясь о намерении советского истребителя, резко маневрировал, пытаясь увернуться от удара. Однако Жуков смелыми, решительными атаками все-таки загнал Ю-88 в Псковское озеро.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 г. Жукову Михаилу Петровичу, Здоровцеву Степану Ивановичу и Харитонову Петру Тимофеевичу первым в Великой Отечественной войне было присвоено звание Героя Советского Союза.
Поэт Александр Твардовский писал в те дни:
И столько себя еще в схватках лихих
Покажут советские люди.
Мы многих прославим, но этих троих
Уже никогда не забудем.
Запомним же русские их имена,
Что дороги будут для внуков,
Здоровцев Степан — командир их звена,
Пилот Харитонов и Жуков.
Не все из них дожили до Победы. Степан Здоровцев вскоре не вернулся с боевого задания, а Михаил Жуков погиб 12 января 1943 г.
Именитые и безвестные герои первый дней войны
Источник: Иноземцев И. Г. Тараны в северном небе. — М.: Воениздат, 1981
|
</> |