Первые французские иллюстрированные открытки (по следам книг Н. А. Лейкина)
kavery — 23.04.2024
Сегодня у
n_dank
прочитала
пост на тему одного из фрагментов книги Николая
Александровича Лейкина "Наши за границей". В книге рассказывается о
путешествии молодой купеческой четы в Париж на Всемирную выставку.
История юмористическая, и хотя прошло уже более 100 лет с момента
ее написания (она вышла в 1890 г.), многие вещи напомнили о нашем
недавнем прошлом, когда новые русские начали путешествовать по
Европе в 90-х. Книга конечно сатирическая, но не могу сказать, что
она злая, скорее даже с некоторой любовью написана. Есть в книге
фрагмент о посещении супругами Эйфелевой башни. Как раз в
вышеупомянутом посте об это и говорится. В свое время, в 2019 году,
когда я читала книгу, я тоже обратила внимание на этот фрагмент, и
меня заинтересовал момент с открытками: туристы могли отправить с
Эйфелевой башни открытку. И мне стало тогда интересно, что там были
за открытки. Тогда я не очень в жж активничала, а вот в ВК пост у
меня на эту тему был, и я решила, что стоит показать найденные фото
открыток и тут, тем более что сегодня день
#архитектураповторникам.
Фрагмент книги про открытки ( нашла только в старой орфографии)
— Долго ѣхали, много мученій вынесли по дорогѣ и наконецъ пріѣхали,
— прибавилъ Николай Ивановичъ. — Ну, что-жъ, надо осматривать.
Пойдемъ къ Эйфелевой башнѣ.
— Пойдемъ… Только я, Николай Иванычъ, вотъ что… Я на самую
башню влѣзать боюсь.
— Дура! Да зачѣмъ-же мы пріѣхали-то? Для этого и пріѣхали на
выставку, чтобы влѣзать на Эйфелеву башню.
— Пустяки. Мы пріѣхали на выставку, чтобы посмотрѣть
выставку.
— А быть на выставкѣ и не влѣзать на Эйфелеву башню, все
равно, что быть въ Римѣ и не видать папы. Помилуй, тамъ на башнѣ
открытыя письма къ знакомымъ пишутъ и прямо съ башни посылаютъ.
Иванъ Данилычъ прислалъ намъ съ башни письмо, должны и мы послать.
Да и другимъ знакомымъ… Я обѣщалъ.
— Письмо можешь и внизу подъ башней написать.
— Не тотъ фасонъ. На башнѣ штемпель другой. На башнѣ такой
штемпель, что сама башня изображена на открытомъ письмѣ, а ежели
кто около башни напишетъ, не влѣзая на нее, — ничего этого
нѣтъ.
— Да зачѣмъ тебѣ штемпель?
— Чтобы знали, что я на башню влѣзалъ. А то иначе никто не
повѣритъ. Нѣтъ, ужъ ты какъ хочешь, а на башню взберемся и напишемъ
оттуда нашимъ знакомымъ письма.
— Да вѣдь она, говорятъ, шатается.
— Такъ что-жъ изъ этого? Шатается, да не падаетъ. Ты ежели ужъ
очень робѣть будешь, то за меня держись.
— Да вѣдь это все равно, ежели сверзится. Обоимъ намъ тогда не
жить.
— Сколько времени стоитъ и не валится, и вдругъ тутъ
повалится! Что ты, матушка!
— На грѣхъ мастера нѣтъ. А береженаго Богъ бережетъ.
— Нѣтъ, ужъ ты, Глаша. пожалуйста… Ты понатужься какъ-нибудь,
и влѣземъ на башню. Съ башни непремѣнно надо письма знакомымъ
послать. Знай нашихъ! Николай Иванычъ и Глафира Семеновна на высотѣ
Эйфелевой башни на манеръ тумановъ мотаются! Не пошлемъ писемъ съ
башни — никто не повѣритъ, что и на выставкѣ были. Голубушка,
Глаша, ты ужъ не упрямься, — упрашивалъ жену Николай Ивановичъ. —
Поднимемся.
— Ну, хорошо… А только не сегодня… Не могу я вдругъ… Дай мнѣ
на выставкѣ-то немножко попривыкнуть и осмотрѣться. Вѣдь и завтра
придется здѣсь быть и послѣзавтра — вотъ тогда какъ-нибудь и
поднимемся, — отвѣчала Глафира Семеновна и стала сходить съ крыльца
въ паркъ.
— Ну, вотъ за это спасибо, вотъ за это спасибо. Ты со мной на
башню поднимешься, а я тебѣ хорошее шелковое платье куплю.
Шестьсотъ французскихъ четвертаковъ жертвую, даже семьсотъ… Покупай
такое платье, чтобы быкъ забодалъ, чтобы всѣ наши знакомыя дамы въ
Петербургѣ въ кровь расчесались отъ зависти. Только ты, голубушка
Глаша, не спяться, не спяться пожалуйста, — бормоталъ Николай
Ивановичъ, слѣдуя за женой.
А вот как выглядели открытки, которые в те годы отправляли с
Эйфелевой башни. Нашла их фото на аукционах, выбирала те, где есть
какое-либо указание на дату отправки (или в тексте , или на
штемпеле). Обратите внимание, что эти открытки еще по старым
правилам подписывались на лицевой стороне, поэтому рядом с
картинкой оставлено место, а на обороте писался только адрес. Эти
правила были изменены только в 1904 г.
На
сайте /neurdein.over-blog.com я нашла небольшую статью
об этих открытках .Они пишут, что самая ранняя открытка была
проштампована 1893 годом. Рисунок на первых открытках
принадлежит граверу Léon-Charles Libonis. Открытки с его
рисунком выпущены были триажом 300000 экз. Кстати, там
есть упоминание, что это старейшие французские открыти
вообще. Было несколько вариаций открытки с Эйфелевой
башней.
Выпускала открытки и фирма Les Frères Neurdein. В своем
каталоге 1905 года они утверждают, что они первые выпустили
открытку. Но с этим тоже какая-то мутная история есть, и без знания
французского мне ее сложно понять. В любом случае факт
в том,что имено открытки с Эйфелевой башней были первыми
французскими иллюстрироваными открытками.
P.S. В конце поста я добавила фото небольшой статьи на французском
из газеты "Фигаро" тех лет об этих открытках. Но перевести я с фото
не рискну. Если кому не сложно, посмотрите, пожалуйста, о чем там
примерно речь.
Вот на этой открытке подписано имя гравера.
Оборот этой открытки
Еще одна похожая открытка. Тут четко видна дата отправки, и штамп с
надписью о том, что это открытка отправлена с Эйфелевой башни
Аналогичная открытка со щтампами башни и Всемирной выставки.
Предположу, что вариантов открыток, продаваемых на самой
башне было не так много.
Это уже не про Эйфелеву башню, но тоже примечательная открытка, на
ней почтовый штамп выставки.