Первая режиссёрская работа Отара Иоселиани - "Акварель" (1958)
kino_sssr — 10.09.2021 Короткометражный фильм являлся учебной работой студента третьего курса ВГИКа Отара Иоселиани. Это дебют Иоселиани и почти дебют Грина в кино - именно после "Акварели" кинематографисты вспомнили о замечательном писателе, и экранизации, что называется, посыпались одна за другой. До этого кино игнорировало Грина целых двадцать шесть лет - писатель в кино был представлен только одним фильмом ("Последняя ставка мистера Энниока", экранизация рассказа "Жизнь Гнора", режиссёр Владимир Гарднер, 1922 год).Муж (Геннадий Крашенинников), жена (Софико Чиаурели), кадр из фильма "Акварель" (1958)
В общем-то, о сути рассказа сам Иоселиани рассказал на первом кадре: "Это моя первая учебная работа, по мотивам рассказа А. С. Грина. Сюжет: бедная семья: муж — пьяница, жена — прачка. Он тратит последние заработанные женой крохи на выпивку. И вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик. И дом на картине выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они его себе представляли. И печаль охватывает их..."
Так что, зритель приступает к просмотру студенческой короткометражки с пониманием происходящего. И значит, автор был уверен, что сможет показать что-то, кроме сюжета. Мужа играет Геннадий Крашенинников, жену - совсем юная Софико Чиаурели. Сам режиссёр тоже появляется в кадре в роли экскурсовода.
Слева - Отар Иоселиани, кадр из фильма "Акварель" (1958)
Отмечу, что быт семьи передан отлично - замученная жена, замурзанные дети, страждущий опохмела муж, выкрадывающий последние деньги... погоня по улицам городка, музей и... муж преображается - ему становится страшно и неуютно, он обращает внимание только на самые экспрессивные картины и скульптуры; те, в которых внутренняя тревога. Пожалуй, еще немного - и он забудет, что бежал в кабак, застрянет здесь и не выйдет, пока не рассмотрит всю экспозицию.
Но следом появляется жена... и начинается "тихая" погоня - уже по залам музея. С появлением экскурсоводов драма перерастает в фарс. И тут, честно скажу, можно смело вырезать фрагмент с экскурсоводами и смотреть его как отдельный фильм. Великолепный. Но, увы, внутри фильма они рушат всю динамику - хотя, повторюсь, сам эпизод бесподобен и является подлинным украшением.
Кадр из фильма "Акварель" (1958)
При этом совершенно понятно, что для сюжета нужна была только фраза о том, что в нарисованном славном домике живут хорошие и трудолюбивые люди.
#91деньпроекта
№3
|
</> |