
Сибирское барокко: Томск, Тобольск, Тюмень. И немного Киева

Когда мы были в Тюмени и Тобольске 2 года назад и рассматривали великолепные храмы в стиле сибирского барокко, поразились сходству некоторых из них с украинскими. Начала читать про сибирское барокко и... увязла. Захотелось ещё раз вернуться к фотографиям храмов Тобольска, сравнить их с фотографиями Томска и Иркутска, в которых мы были в 2014 году, путешествуя по Транссибу, а потом и с киевскими.
Попробую разобраться. Многие путешественники, блогеры, фотографы пишут про сибирское барокко примерно одно и то же. Мне не хочется повторяться, но для понимания всё же стоит, пожалуй, сказать два слова, не усложняя по возможности лишними именами, датами, незначительными подробностями.
В качестве заглавного фото выбрала картинку из Томска (июль 2014 г., сибирское барокко).

Стиль сибирское барокко сформировался в Сибири к середине XVIII века под влиянием русского и украинского барокко. Вот так нам сразу объявили, в первой же строчке Википедии. Наиболее яркие представители этого стиля находятся в Тобольске, Томске и Иркутске. В Иркутске много красивых храмов, но там сибирское барокко подверглось влиянию буддизма, поэтому я решила Иркутск не показывать (хотя в Иркутске мы тоже были в той же поездке 2014 года).
История распространения украинского барокко в Сибири началась со строительства Троицкого монастыря в Тюмени. Строительство монастыря, в свою очередь, связано с именем знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского, воспитанника Киевской духовной академии. Заметим в скобках, что Тобольская митрополия на тот момент простиралась с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана и с севера на юг от Северного Ледовитого океана до Киргизских степей. За 25 лет пребывания святителя Филофея митрополитом в Сибири было построено множество церквей, в строительстве некоторых из них он принимал личное участие. Так, например, он восстановил в камне уничтоженный пожаром Свято-Троицкий монастырь в Тюмени.
Троицкий собор монастыря (1708—1715 гг.). Не буду перегружать подробностями, но можно обратить внимание на барочный декор фасадов и форму куполов.

Надвратная церковь апостолов Петра и Павла (1726—1755 гг.). Крестообразная в плане. Такие храмы были очень популярны в украинской архитектуре XVII века. Считается, что прототипом церкви служил Георгиевский собор киевского Выдубицкого монастыря или Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской лавры.

Покажу Георгиевский собор (1696—1701 г.) Выдубицкого монастыря (фото из нашей поездки в мае 2008 г.) и церковь Всех Святых (1690 г.) над Экономическими вратами Киево-Печерской лавры (фото Киево-Печерской лавры не моё, спасибо



Таким образом, св. Филафей возводит на берегу Туры символическое подобие Киево-Печерской лавры (в которой он когда-то был пострижен в монахи) — величайшего монастыря Древней Руси и самой почитаемой святыни западнорусских земель.
Вернемся в Тобольск. Купола Софийского собора Тобольского Кремля. Изначально главы собора были сооружены луковичными, но позже заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена тоже по воле св. Филофея.

Храм Воскресения Христова, или церковь Захарии и Елизаветы (1758–1776 гг.). Эта великолепная церковь — ключевое произведение Тобольского барокко. Её форма и венчание стали образцом для подражания во всей Сибири. Рядом/ниже поместила для сравнения фотографию Воскресенской церкви в Томске (1789–1807). Эта церковь практически точно воспроизводит формы одноимённой тобольской.


Тюмень, Знаменский собор (1768–1801 гг.). Снять нормально невозможно из-за тесноты и деревьев.


Тюмень, Спасская церковь (1794–1819 гг.).


Ну, и покажу несколько картинок из Киева.
Киев, май 2008 г. Софийский собор




Еще два кадра Георгиевского собора Выдубицкого монастыря, тоже май 2008 г. Мне очень нравится этот монастырь. Лавра слишком яркая, пестрая, суетливая, мне никогда не удавалось там проникнуться атмосферой святости. А Софию и Выдубицы мы очень любили. Нравится эта церковь по форме, это окно в виде креста, а на фото собора выше нравится перекличка этого окна и креста на могиле Константина Ушинского, основоположника российской детской педагогики.

Очень нравится этот вид из Ботанического сада на Выдубицкий монастырь во время цветения сирени. На фото хорошо видна крестовая форма здания Георгиевского собора.

|
</> |
