Перынский Рождества Богородицы скит. Путешествие в прошлое
architectstyle — 20.12.2023«Близ Юрьева монастыря, на берегу озера Ильменя, при истоке реки Волхова, на возвышенном месте, в языческие времена Новгорода, стоял, как уверяет предание, идол Перун, который по крещении новгородцев был брошен в Волхов, а на месте его поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы, при первом епископе Новгорода Иоакиме Корсунянине», - писал граф М.В. Толстой в 1860-х годах. Далее он прибавляет: «При этой церкви устроен монастырь, называемый в народе "Перынь Богородицы"... При учреждении штатов Перынская обитель была упразднена, а церковь до 1826 года оставалась приходскою для Юрьевской слободы. В 1827 году, по прошению архимандрита Фотия, она приписана к Юрьеву монастырю, и при ней основан скит по уставу древних палестинских скитов».
Перынский скит. Уникальные фотографии 1900-1917 гг. с сайта pastvu.com
Действительно, монастырь впервые упоминается в летописях в 1386 году. В 1528 году в монастыре возвели деревянную Троицкую церковь с трапезной. Она не простояла и ста лет: в начале ХVII века обитель разграбили, а позже сожгли шведы. К 1617 году положение было таково: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг». В 1634 году разорённый монастырь приписали к Юрьевой обители. В 1764 году Перынский монастырь упразднили, а все его постройки, кроме церкви, обращённой в приходскую, перевезли в Юрьеву обитель. Скит, устроенный здесь в 1827 году по прошению архимандрита Фотия, жил по уставу древних монастырей. Женщины допускались на его территорию лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). На рубеже 1830-1840-х годов скит привели в порядок и расширили. В нём построили братский корпус и особые корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита. Устроили также звонницу «на двух каменных столбах с шестью небольшими колоколами». Появилась ограда.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография 1944-1947 гг. с сайта pastvu.com
После революции Перынский скит был закрыт. Как использовался он в 1920-е годы - неизвестно. В 1930-е годы на его территории расположилась рыболовецкая артель. Звонницу и ограду разобрали при этом на кирпич, из которого построили хранилище для льда. Рыбный промысел возобновился в Перыни по окончании Великой Отечественной войны, а в 1960-е годы рыбаков сменили туристы - бывший скит превратился в турбазу. Сюда проложили дамбу, поставили домики для отдыхающих, а окрестности «благоустроили» - сделали танцплощадку и поставили статую Перуна.
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви.
Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.
Как я уже сказала в самом начале, История Перынского Рожднства Богородицы скита тесно связана с историей крещения Руси. Перынский скит находится на полуострове (до 60-ых гг. XX века - острове) при истоке реки Волхов из озера Ильмень в очень живописном месте. Здесь в дохристианское время находилось капище бога Перуна.
Идола Перуна воздвиг на острове в 980 году, будучи ещё язычником, князь Владимир. По словам Карамзина князь «изъявил отменное усердие к богам языческим». «И постави кумиры на холме вне двора теремного, - говорит летописец, - Перуна деревяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. И приноси им жертвы, называя их богами. И привождали сынов своих и дщерей и служили бесам и оскверняли землю требами своими».
Так начинается описание истории, изложенное в буклете насельниками скита. Далее доступно, в картинках и вербально рассказывается о пути князя Владимира к православию. Личное крещение князя является прообразом изменений, ожидавших по Крещению и соборную душу народа. Известен ответ князя Владимира мусульманам: «Руси есть веселие пути...». Как это понять. По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной, при этом строгий ритуал княжеских пиров не допускал «буйство во хмелю», в этом и заключается умение веселиться, но не превращаться в скот; ислам же запрещает употребление алкоголя. Проповедникам католическим князь ответил: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Чем же не потрафило князю и предкам нашим католичество?
На рубеже тысячелетий Европа была пропитана тайным манихейским учением, которое под разными названиями отравляло души людей в разных странах. По этому учению, всё духовное является божественным и добрым, а всё материальное - сатанинским и злым. Служить манихейскому богу нужно было отрицая всё зло, то есть материальное, а означало это на практике - отрицать города, храмы, живопись (иконы), все христианские обряды. А раз нет реальной жизни, то нет лжи и правды, и не надо никого жалеть - ведь страдания призрачны.
Собственное заболевание неприятием мира - павликианство - Православная (византийская) Церковь преодолела ещё в IX веке. Православная Церковь также не разделяла идеи о предопределении, фактически принятой Западной церковью, согласно которой от воли людей мало что зависит. Православная Церковь не снимала со своих прихожан ответственности за грехи. Язычникам это было понятно и приемлемо для них.
Также Хазарские евреи уговаривали князя принять иудаизм... Но главный вопрос - а зачем князю Владимиру вообще было менять веру? Есть предположение , что из политических соображений. А церковь считает, что братоубийца, жестокий блудник, не может стать кротким молитвенником благодаря политическим доводам. На путь православия его привело раскаяние.
Территория Перынского скита
Князь Владимир крестился в 987 году в Херсонесе (византийском поселении на берегу Чёрного моря около Севастополя), крестил Русь в 988 году в Киеве, Новгород - в 989 году. С великим позором был свергнут в р. Волхов новгородский Перун; его тащили к реке и били плетьми, а идол будто бы вопил.
Но никакие перевороты и обращения в новую веру не могут проходить гладко. У любого учения есть свои приверженцы и отрицатели. Летописью отмечались отдельные вспышки языческого фанатизма. Так некий волхв появился и в Новгородской земле. Он объявил себя прорицателем, подбил людей на мятеж против церкви и обещал невиданное чудо. Язычников обуздал внук равноапостольного князя Владимира Глеб. Укрыв под плащом топор, он обратился к кудеснику с вопросом, знает ли тот будущее. «Знаю всё», - был ответ. Князь спросил: «Знаешь ли, что будет с тобой сегодня?» «Чудеса великие сотворю», - пророчествовал волхв. Князь вынул топор и зарубил горе-прорицателя, доказав тем самым, что пророк из него никудышный. Люди разошлись. Угроза общественному порядку миновала.
Так языческие выступления пресекала власть. Тем не менее первые века после Крещения русские люди не ощущали себя единым народом. На первом месте стояла принадлежность к какому-либо княжеству или князю. При междоусобных войнах победившая сторона могла не просто расправится с побеждёнными, уничтожить их дома и крепости, но и жечь их церкви и даже рубить иконы.
Большая часть населения Руси была настроена отрицательно к общественному порядку, который был бы основан на православии, великокняжеском авторитете и общерусском патриотизме. Не удивительно, что монголы и немцы в таких условиях легко находили себе помощников, а Киевская Русь в XIII веке развалилась на части. Так, не будучи членом Ганзы (монопольной торговли), новгородская республика-княжество занялась собиранием податей на Русском Севере. Киевскую землю забрали почти без сопротивления литовцы, а остальная часть Руси подчинилась татаро-монгольской Золотой Орде. Во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, но чувство этнического единства между ними разрушилось.
Как раз в это время папа римский Григорий IX, поддержанный императором Фридрихом II Гогенштауфеном, благословил крестовый поход на Балтике. В Западной Европе были получены известия о разгроме русской земли татарами, Новгород сочли беззащитным и решили взять его в клещи. Ошибка шведов и немцев была в том, что Великое княжество Владимирское, пропустившее через свои земли татарское войско, сохранило свой военный потенциал и смогло оказать помощь Новгороду.
Князь Александр Ярославович прибыл в Новгород с суздальской дружиной, пополнил её новгородскими добровольцами и, проявив доблесть и отвагу, разгромил врага на Неве у устья реки Ижоры. В это время немецкое наступление развивалось успешно. Рыцари взяли Изборск и Псков, а новгородцы зимой 1240 года «отблагодарили» князя Александра, выгнав его.
В 1241 году рыцари приблизились к Новгороду. Начались бесчинства, тут-то новгородские власти одумались и поехали к великому князю Ярославу за помощью. Князь Александр Ярославович Невский вернулся в Новгород с суздальской дружиной. В начале 1242 года он освободил Псков, а затем одержал победу на Чудском озере.
И ещё раз князь Александр Невский спас Новгород, когда в 1256 году вместе с князем пришли монгольские переписчики, чтобы определить сумму налога. Новгородцы устроили бунт. Князь вывел татарских послов из города под своей личной охраной, не дав их убить. Тем самым он спас Новгород от гибели. Из истории известно, какова расправа за убийство послов хана - сожжение города и всех его жителей, так в своё время пострадало Черниговское княжество. С вожаками смуты князь Александр Невский разобрался сам. Им «вынимали очи», считая, что глаза человеку всё равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается. Только так удалось князю подчинить тех новгородцев, которые не помнили, что тот, кто не имеет сил защищаться сам, вынужден платить за защиту от врагов.
По Вернадскому эти два подвига Александра Невского «борьба с Западом и смирение перед Востоком» имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа.
В Великороссии около 1300 года самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным - Рязанское, самым культурным - Ростовско-Суздальское, а самым богатым - Новгородская республика. К концу века положение изменилось радикально. Главным городом Великороссии стала Москва, присоединившая в 1364 году к своим владениям стольный город Владимир. Силой, превратившей крохотный городок в глуши в столицу крупнейшей державы, была Русская Православная Церковь.
В 1326 году был поставлен первый митрополит в Москве - грек Феогност. В 1338 году положено основание обители преподобного Сергия Радонежского, ныне именуемой Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Преподобный Сергий Радонежский был духовным авторитетом для всей Руси вплоть до своей смерти в 1391 году. А митрополит Алексий, поставленный в 1354 году митрополитом всея Руси, возглавлял правительство Московского княжества вплоть до кончины в 1378 году; при этом, как глава Церкви, он обладал вполне реальной властью над всеми княжествами Руси.
На службу в Москве принимали всех тех, кто православную веру почитал более важным качеством, чем место жительства. Именно эти люди: татары, бежавшие из Золотой Орды после переворота хана Узбека, сделавшего ислам государственной религией; литовцы, не желающие принимать католичество; новгородцы, суздальцы, ростовцы, рязанцы, киевляне в 1380 году разгромили на Куликовом поле полчища Мамая.
И всё же в Новгороде сторонники союза с католической Литвой брали верх над сторонниками объединения с православной Москвой. Пролитовская партия состояла большей частью из бояр, а промосковская - из простых людей. И поскольку влияние бояр на принятие решений было больше, в 1471 году Новгород заключил союз с великим князем литовским и польским королём Казимиром. На Руси было чрезвычайно велико возмущение подобным союзом. Летописец писал, что Иван III шёл на Новгород «не как на христиан, но как на отступников православия». После победы москвичей на реке Шелони, новгородцы были вынуждены отказаться от планов союза с Литвой. Но Иван III стремился к полному подчинению Новгорода. В 1478 году предъявил новгородцам новые требования: «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство всё нам держати» и выступил в новый поход. После непродолжительного сопротивления новгородцы подчинились воле великого князя. Вечевой колокол - символ новгородской вольности был снят и отправлен в Москву. Так закончилась история последнего этнического осколка Древней Руси, включенного в состав нового государства.
Насельники передали вкратце историю Крещения Руси, подчёркивая, что единение народа их чистота и нравственность во многом зависит от общего вероисповедания, при этом ни к чему не призывая и не склоняя.
Нас с мужем заметил один из насельников и пригласил осмотреть церковь Рождества Богородицы.
Его намётанный глаз сразу определил в нас людей сторонних какой-либо вере. Это его ничуть не смущало, как и нас, мы с удовольствием говорили только о том, что обеим сторонам интересно, об архитектуре. Только в конце разговора насельник предложил нам тот самый буклет, из которого я выписала для своих читателей историю.
Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII - началу XIII в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.
В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три входа. Широко расставленные стройные подкупольные столпы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.
Форма креста с полумесяцем говорит о домонгольской постройке, типичной для того времени. Символизирует «крест процветший» или «крест виноградной лозы». Насельник обратил наше внимание, что проёмы окон не расставлялись, и щелеобразная форма сохранилась с древних времён. Большие стёкла лить ещё не умели, а выпекали круглые блинчики, которыми и застеклялись оконные проёмы. И ещё одна хитрость - акустика. Наш проводник в прошлое сообщил, что голос у него достаточно слабый, а в этом помещении ему совсем не надо напрягаться, чтобы заполнить звуком помещение. Всё дело в особенностях строения стен. Они хоть и толстые, но имеют полости, куда при строительстве были вмурованы горшки, голосники.
В конце рассказа напомню, что Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалеку от больших монастырей. Туда уходят те, кто готов к особому духовному подвигу и отрешению от всего мирского.
Скит нередко становится жилищем одного монаха-отшельника, но иногда и группы монахов. Жизнь в уединенном скиту — отдельная и очень трудная форма подвижничества. Как правило в скиту есть отдельные кельи для каждого, но все имущество остается общим. Справедливо распределяются труд и его плоды.
Скит предполагает более строгие обеты. Монахи, живущие там, часто берут на себя дополнительные подвиги послушания: обет молчания, усиленной молитвы, строгого поста. При этом жизни в скиту сама по себе сложнее жизни в большом монастыре. Поэтому подвиг такой жизни принимает на себя не каждый. Нужна особая духовная зрелость, чтобы пойти на это.