Перевернутое сафари. Современное искусство Африки

Выставочный проект с таким названием развернут в Центральном выставочном зале «Манеж» до 3 сентября 2023 года. Кураторы предлагают посмотреть глазами африканских художников, в большинстве своем закончивших художественные заведения в Западной Европе и США, на их мир, их культуру и деятельность белых «просветителей» в адаптированном, для нашего восприятия, виде.
Я всерьез сомневаюсь, что «для своих» участники проекта создавали бы такие работы, а многие из них 2023 года, у «своих» интересы другие и культурный код иной.

В холле Манежа нас встречает сложная композиция из нескольких
инсталляций разных художников с «говорящими названиями» и два
«макродемона» Вход и Выход

На мой взгляд эти две фигуры — квинтэссенция наших представлений
об Африке: вот это вот «трусики, бусики... » зеркала,
прищепки, губки для мытья посуды, щетки, коврики и пр. Т.е. нечто
яркое, на что-то похожее, вроде бы нужное, но без чего так легко
обойтись. Но на этом иллюзии восприятия не заканчиваются: «перед
нами жаркая, безжизненная пустыня» из мешков с песком и
окислившихся кусков горной породы.

И странные яркие ворота, за которыми нас ждет следующий набор наших штампов восприятия Африки.

Тут и танцовщицы живота, и круги из камня и риса, каналы из кофе, чечевицы, фасоли, головы двух младенцев — черного и желтого, а над ними черное небо с непонятными звездными скоплениями или блуждающие огни, запутывающие уставших путников во тьме пустынь.

И знаменитые африканские маски, такое чувство, что они наблюдают за посетителями в каждом зале.

Но Африка — это не только кофе, злаки, бобовые, мигранты и экзотическое искусство, Африка это еще и территория постоянных конфликтов между этническими группами, говорящими на разных языках, которым «белые охотники» продают свое оружие.

Присмотритесь, инсталляция сделана из патронов и снарядов. И африканские боги здесь ничем не могут помочь. Они живы, но не «над», а «внутри» — земли, леса, воды, человека. В такой позиции можно только утешить, но не вывести за пределы страстей человеческих.

Поэтому плывут и плывут по бесконечной реке истории галеры набитые рабами, кофе и сахаром.

А в кейптаунском порту английский экипаж очередной «Жаннеты» выясняет отношения с очередным экипажем безымянного французского теплохода...
На втором этаже выставки кураторы постарались собрать работы, характеризующие основные течения современного искусства Африки. Мне мало что понравилось, оригинальных идей почти не было. Да, имена известные на Западе, да, работы продаваемые, но шла чтобы удивиться, а оказалось - почти нечему.

Вот примерно, как в этой работе Натальи Арендт и Александра Григорьева.

Такадива создает свои работы из найденных объектов: выброшенных аэрозольных баллончиков, использованных зубных щеток и других мелких предметов. Выбор этих материалов продиктован желанием привлечь внимание к проблемам социального неравенства, избыточного потребления и вмешательства человека в окружающую среду.( Из анонса на выставке)

Такое я уже видела на выставке в Эрмитаже «Современное искусство Южной Кореи» в 2020 году.

Вайб – это сленговое слово, которое означает атмосферу, настроение или энергетическое поле. Термин широко используется в разговорном английском языке и стал популярным в Интернете и в социальных сетях.
Ни прибавить, ни убавить...

Представление наших художников об Африке меня тоже не удивило:) Хорошо про него сказала моя спутница, когда решилась нырнуть в инсталляцияю Шузбеки «Паттернерия» — «там темно и звеняще».

Художница около 4-х лет прожила в Габоне, где изучала местные традиции и занималась росписью храма.
А теперь покажу, что понравилось.

С 2013 года Янзи использует технику разбрызгивания по холсту расплавленного пластика.
«Моя роль, как художника — быть зеркалом общества. Я своего рода хранилище культуры и коллективной памяти, коллективное сознание»

Для своих работ Тете Азанкпо использует осколки эмалированных чаш, которые раньше использовались в быту. Сейчас их заменила пластиковая посуда.

Соки Эдор вдохновляется символикой рисунков охотников — догонов в Мали, они использовали их в ритуалах обращения к богам урожая.

Работы Келечи, Чинвенду Келечи основаны на переосмыслении древнего искусства ури, нсибиди, мбари и укара. Это четыре картины выполнены в традиции ури, которую развивали женщины народа игбо в Нигерии, украшая краской свое тело и стены домов (Из анонса на выставке)
Наверное потому мне и понравились последние четыре художника, что их работы не про «Африку для белых», а про себя, про свою жизнь, про историю своих предков, про своих богов и окружающий мир.
|
</> |