Перемога. Разбор "Слуги народа". Технологии и методики. Что у Зеленского общего
artemdragunov — 31.03.2019 Решил немного посмотреть на этот проект, так как вижу в нём много интересного и странного.По крайней мере не каждый день такое в эфире. Отсмотрел все серии, довольно внимательно.
В некотором смысле, для русскоязычного мира и всего постсоветского пространства этот сериал был неким феноменом, ступенькой.
С другой стороны - в нём нет ничего нового, новаторского, но довольно мощный замес старых технологий, методик, идей.
Смотрится легко, интересно, некие вещи трогают, некоторые бесят, многое неинтересно, многое просто - фиксация реальностей и обыденностей, но довольно цепляет, так как не каждый день случаются такие погружения.
И замес довольно интересный, просматривается три разных этапа, их и опишу..
Главный феномен сериала - это довольно известный феномен перерождения и метаморфоз творческих миров, наблюдаемых многократно и повсеместно. Некое абстрактное или условное зачинание или начинание, как коммерции или развлекалово, некий, зачастую провокационный или показательный бунт против системы, или простое выделение из толпы противостоянием, отделение, отдалением, поляризацией, затем резкий успех на этом фоне и перерождение мышления.
Метаморфозы Личности.
Такой путь прошли Битлз, вернее Леннон, прошёл Дилан, БГ, Цой, Высоцкий, и многие другие. То что зарождалось просто как кайф или чистая коммерция или "а давай попробуем.." - и перерождалось в политически платформы, манифесты, движения и концепции. В некотором смысле - часть некой, абстрактной или условной системы вдруг резко росла, перерождалась, и становилась новой системой или её Манифестом и Декларацией..
В другом смысле - аналогия раковой опухоли или перерождения ткани. Но на информационных уровнях и не обязательно злокачественное, чаще - даже наоборот.
Это перерождение - есть часть цивилизационных процессов, иногда корректируемая, иногда стихийная.
Часть, частично поражённая как Паразитом, так и просто внезапно рождающимся Вдохновением.
Вот наблюдения и мысли, которые профильтровал и осадил. Так как немного спойлеров - беру под кат.
Коротко предисловие.
Сериал рассказывает альтернативную историю Украины наших дней. Простой учитель, попавший в систему Сетевого мира, которая довольно обширно показана в сериале, становится президентом и строит альтернативу современному безумию, оказывая противостояние олигархическому и коррумпированному чиновничьему беспределу. Канва не нова, считается даже классикой политических или научно-фанстастических альтернатив.
Сериал освещает огромное количество проблем современного мира. От безудержного потребительского безумия, до психологических изысков по теме оВАТАзации населения. Тема модная, современная, но одновременно - вечно популярная.
С большим количеством аллюзий, ссылок, что в наше время опять сверхмодно. Главное ядро сериала - авторы и актёры студии "Квартал" во главе с Владимиром Зеленским, представлять которых не имеет смысла. Информацию о сериале и проекте можно посмотреть в Сети. Я только отмечу свои наблюдения по поводу, более подробно:
Несомненно, что задумка подобного проекта - являлась следствием основной творческой деятельности студии - скетчи на политическую тему, внешнюю и внутреннюю политику Украины и т.д. Популярность студии - стала основой стартовой аудитории сериала. События последних лет на Украине - были мощным мотивационным фоном под подобные проекты.
Несомненно и то, что сериал снимался не так под аудиторию Украины, как под аудиторию России и всего постсоветского пространства. Основное направление было ориентировано на РУНЕТ. Как впрочем и ориентация работы студии Квартал.
В некоторых смыслах - это и российский, местами пророссийский, а местами антироссийский, в смысле её элиты, проект.
Как и сам Квартал, как и сами авторы студии. Зеленский например - очень пророссийско настроеный человек, но явный антиэлитчик. Был бы идеальным кандидатом с точки зрения российской элиты, если бы не одно но.
Путин и его окржение довольно терпимы к критике и наездам, кроме личностных. Зеленский позволил себе такие наезды, причём многократно. Чем поставил себя в один ряд с Немцовым и Навальным. Поэтому он не совсем персона грата для нашей элиты.
После сцены с Хублот и ранними высказываниями Зеленского трудно представить его за одним столом на переговорах с Путиным.
Сериал делался по модели СМЕШАННОЙ реальности - довольно популярный тип творчества, где выдуманный мир интегрируется во вполне реальный окружающий мир современности или прошлого. Выдуманные персонажи соседствуют с реальными и т.п.
Примеры - и Карточный домик, и Форест Гамп, и куча других известнейших работ.
Основная стилистика сериала - лёгкая комедия с элементами буффонады, но на фоне реальных событий на Украине в период съёмок сериала - очень скорректированная ( судя по всему на ходу) в направлении мелодрамы, драмы и даже серьёзной политической трагедии.
Сериал судя по всему, задумывался с 2012 по 2014 годы, а произошедшие тогда события - только ускорили процессы создания.
Творческие наработки студии позволили быстро адаптироваться к создавшимся условиям.
Кастинг:
Кастинг проекта - довольно разнобойный. Несомненно присутствие пары очень мощных и сильных актёров. Они и вытягивают сериал на уровень массового просмотра. Иначе - случился бы провал уровня фильмов студии Наша Раша и Комеди Клаба.
Персонажи Станислава Боклана и Владимира Горянского сыграны безупречно. Это очень высокие актёрские работы уже не регионального уровня. Некоторые работы, например сестра персонажа Зеленского и персонаж клона Порошенко - сыграны слабо или умышленно примитивно, что плохо отражается на общем облике (имидже, если на языке хипсты) проекта.
Аллюзии даже на Игры Престолов ( лысый персонаж - это смузи Игр Престолов, украинских политиков и лысого из Браззерс..)
Работа актёрского состава самого Квартала - разнородна. Зеленский иногда великолепен, иногда уныл и скучен до отвращения.
Чем то напоминает нашего Безрукова. Возможно попыткой объять необъятное. Но это мне очень понятно, я сам такой:)))
Финансирование проекта - довольно сильное, так как проект хорошобюджетный, многоплановый, особенно в части действующих персонажей.
Персонаж Зеленского - типичный главный герой - наивный романтик, местами дебил. Это популярная персонажная форма, узнаваемая, например - персонаж Мягкова в Ирония судьбы, Форест Гамп, Швейк, но не так примитизирована. Мы видим её очень часто в работах Хабенского, Хоффмана, и т.д.
Этот персонаж - компиляция и информационный Фантом Маленького, но Большого Человека, что очень поляризует и притягивает зрительскую аудиторию вокруг. В некотором смысле аудитория отождествляет себя с главным героем, хотя он её местами очень бесит, но этот разрыв - и есть эмоциональное нагнетание, продвигающее сам проект.
Техническое и локации:
Сериал снимался в довольно ограниченных локациях, но сами локации требовали хорошей студийной базы.
В целом и локации и техника - на уровне и даже местами очень.
Иногда локации великолепны, например Межигорье и т.д. иногда примитивны и не соответствуют духу даже комедийного фильма или буффонады, например Рада.
С технической точки зрения были проблемы, но они - специфические и на зрителя особого действия не имели.
Снято довольно нормально, смонтировано на не супервысоком уровне, но вполе смотрибельно.
Камеры, объективы обычные для этого уровня. Работа технической команды - на удовлетворительно, местами плохо, редко хорошо, но не отлично..
Выдающегося с точки зрения техники - не наблюдал. Но весь сериал и около - безусловно Большая Работа многих мастеров.
Технически сериал снят на ступень ниже западных проектов и соответствует уровню конца 90-х начала 2000 западных.
Сериал соответствует стандартам телепроектов, но недотягивает до стандарта многосерийного кино.
Явный же провал - по сути - только саундтрек, который понижает ценность сериала на ступень, на порядок.
Не потому что плохо сочинён, записан или ещё что.
А просто потому, что пристёгнут не туда, не к тому и незачем.
Музыкальное сопровождение, заставка, фоновое - всё плохо, причём очень плохо.
Это как если к Форест Гампу или Апокалипсису, к Пиратам Карибского Моря или Гладиатору присобачить музыку уровня миди-демки или журнала Ералаш....Зечем это сделано? Для меня загадка.
Если в сериале вырезать слишком примитивные сцены, буффонаду, и заменить саундтрек и фоновую музыку - уровень сериала можно поднять на порядок. Сразу изменится и наполнение и эмоциональная составляющая, а она - важна. Именно она делает сериал интересным. Но возможно - всё наляпано потому, что слишком много авторов и немного - ради маскировки, так как последующее становится не только развлекаловом. Иногда клоунада, буффонада и трэш выводят из под удара.
Что простительно шуту...Понимаете?
Это тоже технология, причём активная и часто применяемая. И в блогах тоже:)
Стилистика и сюжет.
Сюжет - довольно прост, но позволяет много импровизаций. Простой человек попадает в мир элиты.
Симуляция будущего, моделирование альтернативного. Очень модный и нестареющий вариант творчества.
Попытка построения альтернативной истории.
Заметна множественная импровизация. Так как авторы - одновременно и актёры, сценарий, практически, писался на съёмочной площадке или даже после неё:))) Очень распространнённая форма творчества среди подобных студийных коллективов.
По сути - это альтернатива крупным киношным или стриминговым проектам. Современная техника и уровень подготовки специалистов способствуют развитию подобных проектов.
В очень ближайшем будущем подобные кино и сериал-проекты будут у каждого солидного Брэнда.
Первое что бросается в глаза - неравномерность стилистического построения проекта.
Кидания, метания, абсолютно несостыкованные стилистические формы, от буффонады и комедийной драмы, скетча или чаплинизма, до реальных арт-уходов или погружения в серьёзность постмодерновой драмы.
Что не означает поиска формы, или попытки их смешения. Нет. Это заметно. Поиска или умышленной попытки эксперимента и не было. Дело лишь в том, что у проекта НЕСКОЛЬКО авторов, причём принципиальных, вынуждавших проект выводить друг друга на целевые компромиссы. Весь проект - это не авторский проект, а многоавторская КОМПИЛЯЦИЯ. Типа сборного диска музыки разных авторов. Могу предположить что мнения авторов расходились, потом сводились, искались компромисы, предлагались импровизации и т.п. В итоге - довольно разнородная смесь, объединённая лишь канвой сюжета и действующими лицами. На площадке постоянно было - А давайте сделаем так, а давайте сыграем так. И делались варианты, причём каждый видел сериал в своём свете, и по ходу производства - шла коррекция и импровизации.
Такое случается в мире творчества, иногда это интересно, иногда не слишком. Тут скорее второе.
Второе что заметно - это коррекция сериала, по ходу съёмок, и адаптация его под политические реальности, а они были иногда трагическими для страны и населения, что заставляло создателей править уже сделанное.
Заметны влияние многих проектов, от Карточного Домика и по сути пародии на него, до киноработ типа Шерлока Холмса с мостербетчем. Но положенных на местную почву и приправленные скетчами, переименованными ныне в стэнд-ап.
Главное вдохновение - события на самой Украине и некоторая театрализация этих событий медийной средой.
Первый этап. Первый сезон.
Первый сезон сериала снимался лишь как простой развлекательный проект, безусловно с замахом на коммерческий успех.
В сериале много пасхалок, отсылок к другим фильмам, приветов и скрытых, правда неглубоко, смыслов.
Сериал начинается неторопливо, с обилием флешбеков, прыжков по временной шкале, которые очень плохо выделены техническими средствами, а по сути - не выделены ничем, что затрудняет восприятие. Это ошибка режиссёра.
Многие персонажи - вполне узнаваемы, хотя скомпилированы и в некотором смысле - обобщены:)
Это работало вначале как фишка, под конец - стало и политическим проектом тоже.
И если к началу сериала обобщёные и скомпилированные образы были достаточно размытыми, то к концу его - они были практически персонализированы и обрисованы, причём с определёнными, и не только художественными, целями.
В сериале сразу, или не сразу, узнаваемы ключевые персоны украинской и мировой политики. Хотя зачастую - просто творческие смузи.
Например Рустем Ашотович Маматов, сыгранный актёром Горянским - и внешне и наполнением - это Ахметов, но с безусловным пристёгиванием к ещё пары образов, или медийной подкладки, например Лайф ньюз и медийных империй ( Отсылка к Ашоту) и татаризация - Рустем.
Мы сразу же видим и узнаём Юлю Тимошенко, Порошенко, Медведчука, и целую кучу всех остальных.
Много игры на темах анекдотов. Например армянин в пику грузинам. Армянские имена и отчества в противоположность азербайджанским и т.д.
Очень много обыгрываний реальных историй и событий, новостей и мероприятий, что очень интересно в данный момент, но в будущем может стать провальным, так как теряется нить привязки. ( пример - Меморандум Д в этом блоге)
Весь первый сезон, а задумывался видимо только он - это компиляция и квинтэссенция наработок студии "Квартал", но после успеха сериала, а он был вполне ожидаемым, в проект, который решили продлить ( что вполне естественно для подобного рода проектов), начали вкладываться не только творческие идеи, но и вполне реальные технологии кодирования, зомбирования и управления массами. И вот тут становится особенно интересно:
Второй сезон, второй этап:
Со второго сезона начинается создание определённых информационных шаблонов, работающих на создание определённых мыслеформ, информационных факторов и поведенческих шаблонов. Используется куча наработок являющимися базовыми в политтехнологиях, эзотерике, и т.д. Мутные, размытые, хотя и узнаваемые, персонажи первого сезона стали обретать более чёткие формы. Их речь стала напоминать конкретные или реальные изречения настоящих реальных политиков.
Сюжет и канва - практически один в один стали похожи на реальные проекты реальных лиц. Много иронии, сатиры, переплетений. Причём, очень заметны метаморфозы персонажей, олицетворяющих негативное, в сторону позитива.
Это обусловленно тем, что после первого сезона сами прототипы персонажей ознакомились с сериалом и во избежание обид - их персонажи были "улучшены" или даже переведены в лагерь "хороших". Это очень бросается в глаза, хотя и обосновывается более глубоким развитием сюжета.
В проекте появляется целая куча примеров политтехнологий одним из которых является и сам сериал:)
Например освещённая в сериале методика "малых дел" ( когда случайно в Сети или СМИ засвечиваются добрые малые дела, конкретика в пику балабольству остальных) или методика "Борьбы с коррупцией" посредством выведения в публичное поле фактов о наличии недвижимости, капиталов или привилегий у тех, кто этим всем не должен обладать официально - это вполне наблюдаемые методики и технологии, заметные например по работе проекта "Навальный" или его ФБК.
Параллелей с Навальным и его проектами - огромное множество, что не может быть просто мотивационным источником.
Зеленский в своём персонаже или как кандидат в президенты - это аналог Навального, но в более мягком информационном скафандре. И не только аналог, но и его пиар, реклама и попытка определённым образом споляризовать и мышление зрителей проекта в России. Именно поэтому сериал снимался на русском языке, хотя омовение в фильме присутствует, но даже мова - не требует перевода. И эта схожесть - не является естественной или случайной. Это умышленное позиционирование и приведение к универсализации.
Мало того, огромная куча фишек и элементов сериала заимствована или мотивирована, вдохновлена или инспирирована именно изучением и внедрением как раз подобных политических, сетевых или творческих проектов. Что синхронизирует и некоторым образом стандартизирует подобные проекты, даже паразитируя на их..
Заметны технологии и методики работы проектов использующих подобные технологии в сети, много аллюзий на политические события современности, отсылок и пасхалок на актуальные работы коллег по эфиру и т.д.
Грубо говоря, авторы сериала использовали многие наработки и технологии Сети и оппозиционных олигархии проектов, что в свою очередь делает сам проект инструментом этих технологий.
Второе наблюдение - это попытка творческими средствами построить некую альтернативную модель государства, параллельную страну. Такие проекты - это очень серьёзная технология создания параллельного мышления. И вполне работает не только как развлекательная, но и как обучающая, моделирующая, симулирующая, а значит и кодирующая, программирующая и даже зомбирующая функция. Это методика, где в голове человека рождается некая модель, проект идеального или подходящего ему государства или страны, подкреплённое как визуализированным, так и фактологическо-теоретическим материалом и постепенно выводящая эту модель в реальный мир. По такой технологии готовили аудиторию и строили свои миры и Вольтер, и Кромвель и Жюль Верн и Ленин и даже Бредбери, Стругацкие, Азимов со Спилбергами.. Это реально воплощённые проекты Ганди, Кастро, Манделы, Мартина Лютера Кинга.
Так как проект изобилует вполне реальными персонажами, хорошо узнаваемыми, хотя и легко замаскированными творческими псевдонимами, - создателям удалось довольно легко создать ОСОБЫЙ информационный фон, который довольно трудно будет отодрать от реальности. Этот фон - пятно, трудно смываемое как правовыми методами, так и простой попыткой отмыться.
Мало того, весь второй сезон создатели рассказывают именно об этих технологиях, правда местами доводя их до уровня абсурда или трэша, а местами - реально до серьёзной драмы.
Именно это - и было главной цепляющей фишкой этого проекта.
Сериал честно рассказывает о методиках и технологиях зомбирования и пропаганды, одновременно сам ими и являясь.
Это - сильно, не спорю. Цинично, но мощно.
Учитывая размер аудитории - проект оказал определённое зомбирующее действие на часть электората Украины и не только её.
Плохо это или хорошо - это вопрос морали. Но то что влияние оказано - это бесспорно.
Оказывает и влияние на электорат России. Мало того - указывает и подсказывает на феномен Маленького Большого Человека и одновременно - технологии Тёмной Лошадки.
Особенно хорошо в фильме показана технология и методики работы современных пропагандистских машин.
Пропаганда бывает военного образца и гражданская. В свою очередь и та и другая делятся на агрессивную и не очень.
Агрессивная пропаганда часто использует инструмент навешивания ярлыков и бирок, заставляя атакуемый объект защищаться и тратить временной и другие ресурсы. Это хорошо показано и ИСПОЛЬЗОВАНО и в самом сериале.
Сам сериал - по сути и есть навешивание таких ярлыков и бирок, а значит - инструмент пропаганды определённой стороны.
И мы все понимаем, что эта сторона - принимала участие в финансировании самого проекта и его участников.
С некоторой точки зрения - это довольно цинично, но самоиронично и опять же - смело.
Третий этап - третий сезон -
Снимался уже как информационный подклад к избирательний кампании и компании Зеленского.
И это сразу же заметно.
Методика и технология Маленьких Больших Людей - я называю эту методику - МБЛ.
С явным умыслом, забросом вперёд и заделом на будущее. Если первый этап проекта был просто развлекательным проектом, коммерческим успехом и т.д, а второй стал предпосылкой к задумке реальной избирательной кампании, то третий - безусловно уже его главная часть.
Со вполне определёнными посылами, отсылками и главное - моделированием.
Первый этап был наработкой аудитории и капитала, привлечением спонсоров и инвесторов.
Второй этап - моделировани и построение виртуальний страны, её модели, закладка деклараций, манифестов.
Третий этап - показ неприемлемых альтернатив, прогнозы и возможные проблемы, и как путь решения проблем - перенос модели в реальности. Пропечатывание проекта в физическом мире.
Третий сезон моделирует некоторые ситуации, в которых может оказаться Украина, и тут же подсказывает пути выхода из проблем и методики решения их. Причём описываемая ситуация так близка к реальности ( вопрос Крыма и Закарпатья, Одессы и Новороссии), а решения проблем и пути их - спорны, что несомненно одно:
Слуга Народа - Это уже не развлекательный проект, не коммерция, а политическая платформа и декларация. Альтернативная история, создающая определённые информационные шаблоны у аудитоии.
Весь третой сезон сериала - это рекламный избирательный клип Зеленского и тех, кто стоит за ним.
Мало того - это реклама Навального и аналогичных проектов в других странах.
Что несомненно говорит об общности платформы поддержки таких проектов.
Причём не обязательно умышленной работе или кооперации.
Сериал тем и хорош, что показывает подобное использование подсобных материалов.
Как бы ни хороши были Навальный с Зеленским, никто не исключает возможности подобной работы этих людей на некие скрытые силы, причём не всегда умышленной. И признаков такой работы - всё больше и больше. Огромное количество Хорошего и Доброго на Земле используется в работе Плохого и на стороне Зла. И наоборот.
Не зря же сериал отсылает к теме России и её внутренней политики, намекая на уход Путина и приход Навального.
Но это - обыденность мира политики и медиа, бизнеса и элиты. Это не так тревожно, так как ожидаемо.
Это в норме.
Меня встревожило ДРУГОЕ:
САМЫМ тревожным для меня стал СИГНАЛ.
ПОКАЗАНО РЕШЕНИЕ некоторых кризисов. По сути - подсказка массам, программинг мышления, закладка инфошаблонов и поведенческого.
Я разумеется - говорю об аварии на закарпатской или карпатской шахте, показанной в сериале, и мало вписывающейся в канву сюжета. Весь третий сезон - уже не вписывается в задуманное вначале. Ни стилистически, ни остальным. Но он уже есть, существует, и значит - это было аппаратно решено.
Попытка объединения на почве Огромной Трагедии Маленьких Больших Людей, расчитанных на эмоциональный взрыв и всплеск эмоций этих Маленьких Больших Людей - это тревожно.
Это уже реально пугает, так как действенность этих инструментов мы уже наблюдали неоднократно - от взрывов домов, утопленных лодок и пожаров в клубах, до Магнитогорска и Кемерово. Тот же Майдан - тоже в ряду подобных инструментов.
И это - страшный намёк или подсказка. Выведенная на массовую аудиторию. И разумеется прочитанную элитами, так как сама элита и снимала, и поддерживала или использовала этот проект как инструмент.
Умышленно или нет - уже не важно.
Важно - что бутылка в море, закупорена и в ней мессидж. И рано или поздно её прибьёт к берегу.
Всем доброго дня.
Тёмка.
Командор Ордена Справедливости и Света.
31 марта 2019 года.
Около девяти вечера.
_________________
|
</> |