Перекуем мечи...
bellezza_storia — 03.07.2013 ...История, которую хочу рассказать, будет заведомо неполной, фактически пара эпизодов. Но уж очень она, этa история, греет мою романтическую сущность.Все вы знаете, что в Японии в стародавние времена водились в избытке отважные самураи и изящные гейши. От самураев в наше время остались только воспоминания и названия спортивных команд (типа "Самурай Джапан" по бейсболу и "Самурай Блю" по футболу). Гейши пока еще постукивают своими гэта по мостовым старых городов, но без самураев они уже не кажутся такими таинственными и недоступными, хотя красотки, конечно, никто не спорит.
Понятно, в первую очередь профессиональные артистки должны были развлекать своими песнями и танцами состоятельных купцов, которые оплачивали их наряды и драгоценности. Но согласитесь, это же так тоскливо!
Что интересного в этом толстом купчине, который только и знает, что нудно бубнить про цены на будущий урожай риса и напиваться саке?
А вон тот тонкий юноша-самурай, ах, какой красавчик! И два меча грозно блестят гардами из-под полы хаори! И разве имеет значение, что оплетка на рукоятях давно протерлась, а штаны-хакама местами просвечивают насквозь, а местами покрыты непонятными пятнами. Ах, это же наверняка кровь убитых им врагов! Вот он точно может порассказать много интересных историй! Какая жалость, что у него совершенно нечем заплатить за вечер в чайном домике... Но как он смотрит на меня! Надеюсь, прическа, сделанная третьего дня, еще не сильно растрепалась и оби не сбился на сторону...
Впрочем, молодой самурай все-таки пришел вечером в чайный домик послушать пение прекрасной гейши. И в оплату ее трудов оставил то немногое, что имело хоть какую-то ценность из всего его имущества: украшение, снятое с собственного меча - мэнуки.
Вот это мэнуки (目貫):
Парное украшение для рукояти меча, как катаны, так и вакизаши. Очень часто изготовлялись с использованием драгоценных металлов и были настоящим произведением искусства.
А так они располагались на рукояти (может, есть еще такие же неграмотные, как я):
Под оплеткой, с двух сторон.
Вот этими мелкими бирюльками и можно было расплатиться за еду, например, или еще чего, если финансы, как обычно, спели свои романсы и растворились в голубой дали.
Понятно, что и гейше за ее услуги можно было подарить этот же наборчик блестящих цацок.
Конечно, гейша могла сдать это в ломбард и на полученную сумму купить, например, новые гэта. Но если эти маленькие штучки украшали рукоять меча любимого человека и он каждый день касался их рукой, разве можно продавать такую несомненную ценность?! Лучше оставить их себе как память. А вдруг их можно как-то приспособить и к своему платью?
Примерно в самом начале 19го века в обиход вошли тонкие обвязки для пояса-оби, обиджимэ. Шнурок из шелковых нитей, сплетенных сложным и замысловатым образом для получения красивого рисунка, обвязывался поверх оби, закрепляя всю конструкцию, которая к тому времени стала довольно сложной.
И маленькие фигушки с самурайского меча стали украшением для женского пояса. А уж если самурай вместе с мэнуки отдавал прекрасной гейше и шелковый шнурок, которым мечи подвязывались к поясу, - это считалось самым верным доказательством любви.
Поясок-обиджимэ с застежкой, переделанной из украшений для самурайского меча, вошел в моду с рекордной скоростью.
Романтика!
Застежка-обидомэ, переделанная из мэнуки. Слева - лицевая сторона, справа - изнанка.
Сам поясок-обиджимэ крепился к петелькам по бокам.
Модный обычай дарить любимой женщине (не только гейше!) украшение на пояс, снятое с собственного меча, расползся как эпидемия.
И даже великие люди того времени не избежали модной заразы.
Сакамото Рёма подарил своей возлюбленной О-Рё Нарасаки такую же фиговину, сделанную из мэнуки его меча и шнурка от его же пояса.
Кто не в курсе, краткая история любви Рёмы и О-Рё была у меня тут.
На пряжке - изображение свернувшегося клубком дракона. Иероглиф 龍 "рё" (дракон) имеется в именах и Рёмы, и О-Рё.
Когда в 1876 году правительство Мэйджи отменило самураев (вместе с остальными сословиями) и запретило открытое ношение мечей, мастера, изготовлявшие украшения для мечей (в том числе и мэнуки), оказались не у дел, спрос на их изделия среди мужского населения Японии резко упал. И тут ситуацию спасли женщины: украшения на пояса, оби-домэ 帯留, были на пике популярности не только у гейш, но и у дам всех сословий. Каждый мог выбрать украшение по своему вкусу и кошельку.
Токийская гейша Тамагику 玉菊, 1890 год. Оби-домэ видите?
Антикварное оби-домэ на основе мэнуки.
Еще одно.
К концу 19го века - началу 20го века среди знати и богатеев в моду вошли ювелирные изделия с драгоценными камнями, как наглядый показатель достатка.
Токугава Миэко 徳川實枝子, жена Токугавы Йошихиса 德川 慶久 (внука последнего правившего шёгуна из рода Токугав) и мать принцессы Такаматсу.
Обратите внимание, на даме и европейские кольца с камнями, и оби-домэ украшен жемчугом. В тот период времени оби-домэ носили практически со всеми кимоно, подбирая только украшения "по смыслу" ансамбля.
Последние оби-домэ, переделанные из мэнуки, вышли из моды где-то в 30е годы. Сейчас такие украшения можно встретить только в антикварных лавках. Или новодел, оформленный в винтажном стиле.
При этом сами оби-домэ в моде остаются практически постоянно, только меняя стиль в соответствии с текущими запросами.
Самыми крупными оби-домэ традиционно украшают себя майко (ученицы гейш). Майко - юный прелестный цветок, ее красота и нежность подчеркивается "оправой" из нарядного кимоно и большого количества украшений.
Это чтоб вы представляли себе размер оби-домэ, который носят майко. Чуть меньше ладони.
Обычно оби-домэ для майко (в Киото эти украшения носят специальное название - "поччири" ぽっちり) делают из серебра и/или золота, обильно украшают драгоценными и полудрагоценными камнями, которые в свою очередь тоже украшены резьбой. Каждое оби-домэ имеет свой "сюжет" (обычно традиционно-японский), растительные и прочие природные мотивы и представляют собой настоящие произведения ювелирного искусства.
Некоторое количество оби-домэ для майко:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Майко в полном костюме на сцене.
Обычные женщины, конечно, тоже носят оби-домэ на кимоно. Только не такие огромные. За сто лет сложились свои правила ношения украшения. С какими кимоно и в каких ситуациях это допустимо, а в каких - нет.
Практически никогда сейчас не носят оби-домэ на парадных кимоно куро-томэсодэ и иро-томэсодэ с пятью гербами.
Такой наряд обычен для свадебных торжеств. Черное носят мамы невесты и жениха, другие старшие родственницы. Цветное носят старшие дамы, не состоящие в родстве с женихом и невестой.
Не носят оби-домэ и с парадным фурисодэ.
В этом случае пояс обычно украшается сложным узлом шнура оби-джимэ, который может дополняться вплетенными бусинами, кистями и подвесками. Но вот именно оби-домэ - не носят.
Оби-домэ носят с монотонными кимоно иромуджи в полуформальной обстановке.
Понятно, аккуратно подбирая цвет и форму украшения под общую идею ансамбля.
Вольготнее всего с неформальными кимоно типа комон или тсумуги. Тут уже все зависит только от вкуса и возможностей владелицы наряда.
Видов оби-домэ в настоящее время существует совершенно безумное количество, из любых материалов.
Это дерево, украшенное инкрустациями. Правый - еще и птичкой, вырезанной из кости.
Слева - дерево с инкрустациями, справа - янтарь с инкрустацией.
Резной камень.
Черепаховый панцирь с жемчугом.
Металл (серебро с позолотой).
Металл, эмаль.
Эмаль и цветное стекло.
Цветное стекло.
Жемчуг в серебре.
Резная кость.
Стекло с инкрустацией.
Керамика.
Вышивка.
Бижутерия.
Бисер.
Эмаль на стекле.
Как несложно догадаться, на сегодняшний момент создание оби-домэ является и популярным хобби.
|
</> |