Переформулирование


Полагаю, более верно, то есть менее чревато заведомо ошибочными суждениями и допускающе более плодотворные развития мысли, было бы сформулировать ту же идею следующим образом: "Наличие Бога избавляет от необходимости опираться на нравственный закон внутри нас, переложив тяжесть решений на "фюрера". Заодно можно поговорить об остроумно скрытом атеизме Канта.
Предложенная формулировка может быть подвергнута критике как не отражающая то обстоятельство, что "нравственный закон" и "представление о Боге" во многих случаях способны иметь общее происхождение: либо Божественное, если о предмете судит верующий, либо представляя одну и ту же часть человеческой психики, если о предмете судит атеист. Однако здесь есть тонкость, проявляющаяся в религиозной логике: никак нельзя предположить, что человеческая личность, какой бы она ни была, полностью вмещает в себя Бога. Сказать подобное было бы неверно по религиозному определению Бога (и только у атеистов всё помещается). Если Бог выходит за пределы человека, что довольно естественно для Бога, то за пределы человеческого нравственного закона тоже; людское суждение, опирающееся только на собственные силы, с Божественной позиции может быть неверным. В подтверждение тому религиозные люди, случается, концептуально полностью отказываются от собственных суждений ради воли Бога. Таким образом, признание существования Бога выводит необходимое и допустимое за пределы человеческого "я", и эту ситуацию можно трактовать как вседозволенность, понимаемую как отсутствие внутренних, человеческих ограничений. Для субъекта, обладающего сильным внутренним нравственным законом, такая ситуация может быть весьма остро конфликтной.
Нетрудно представить себе представителей какой-либо религии, полностью пришедших к убеждению, что выполнение формальных Божественных предписаний исчерпывает требования к человеку, и что в остальном заботиться не о чем, ограничений не существует. Пожалуй, и в реальности можно нечто подобное наблюдать.
|
</> |