Перечитал «Поднятую целину» Шолохова.

Романы Достоевского называют полифоническими. Возможно, литературоведы забросают меня использованными и дурно пахнущими тряпками, но я бы и «Поднятую целину» назвал полифоническим романом. Потому что персонажи у Шолохова заполняют весь спектр политических и мировоззренческих представлений, все наделены индивидуальным голосом и, сливаясь в многоголосье, дают объёмную картину событий, происходящих на границе 1930 года в окрестностях Гремячего Лога.. На левом фланге находится Макар Нагульнов – неистовый, пламенный революционер, мечтающий о мировой революции и продвигающий её в силу своего понимания и своих возможностей.. Противоположный фланг, который в обстоятельствах и в терминологии того времени надо назвать контрреволюционным, представляет поляк Лятьевский - самый, пожалуй, отвратительный персонаж романа. Персонаж с выжженной душой, презирающий всех и вся. В том числе и себя. А между этими полюсами теснятся остальные обитатели сконструированного писателем мира со всеми их житейскими заботами и тревогами.
Коллективизация показана как «творчество масс» (использую затёртый, но ёмкий штамп). Ни верхи, ни проводящие их решения низы не знали дороги, а знали только направление, куда надо идти. И вот, методом проб и ошибок, они и пытались среди целины найти твёрдую дорогу. В романе им это удалось, и психология колхоза, психология общего дела потихоньку проникала в сознание жителей Гремячего Лога... И хватит о коллективизации, потому что эта тема до сих пор вызывает бескомпромиссные споры, найти истину в которых трудно. Я могу только повторить слова Андрея Платонова.
Мощный роман. Даже при том, что он и уступает Тихому Дому в масштабности, если иметь в виду протяжённость действия во времени и в пространстве. Но мучает меня после прочтения один вопрос. Если рукопись «Тихого Дона» Шолохов нашёл в сумке у белого (почему не красного?) офицера, то в чьей сумке он обнаружил рукопись «Поднятой целины»? По логике, в мешке у раскулаченного? Нет у меня ответа.
==================
|
</> |