«Доктор», 2022, Россия. Последний фильм Сергея Пускепалиса

И есть журналы областного, скажем, значения, где и бумага желтовата, и фотографии смазаны, и кожа на лицах персонажей не блестит, как у ещё непроданных кукол с витрины, а в текстах и запятые неправильно расставлены, и ошибки в словах встречаются, да и стиль какой-то неровный. А вот цепляют статьи оттуда посильнее, потому что написаны о таких же людях, как и сам читатель. Не напрямую, возможно, но о той среде, к которой сам читатель в какой-то мере причастен собственным опытом.
Точно также и с фильмами. Вот об одном из таких, неровном и сыроватом, я и расскажу.

Действие происходит в детском психиатрическом доме, в который поступают несколько мальчиков, а затем и одна девочка. Вот эти пять детских историй и получают развитие в фильме. Это одна сторона баррикады, а на второй - врачебный и обслуживающий персонал больницы, а также временами появляющиеся в кадре родители и родственники ребят.
Баррикадой я разделил две стороны не просто так. Есть врач Иван Христофоров, который пытается убрать разделяющие детей и взрослых преграды, стараясь найти к каждому индивидуальный подход. И есть другие, считающие барьер необходимым.
Где-то далеко, где-то далеко идут грибные дожди, а где-то далеко коллективный разум сочиняет инструкции на каждый случай жизни. И где-то, совсем близко, находятся люди, которые ставят выполнение требований таких документов превыше всего. Не собираюсь утверждать, что как составление инструкций, так и их беспрекословное исполнение заведомо плохо и, тем более, вредно. Напротив, в большинстве случаев это необходимо, но есть и такие области, где всё отрегулировать из чиновничьего кабинета невозможно. Как в нашем фильме, например, где речь идёт о человеческой психике, причём, в самом её незащищённом варианте, то есть о психике детской. Но как тут провести грань между творческим подходом и безграмотным самодурством, например? Не знаю, но я и не чиновник, пускай они думают. Я же, как зритель, только отметил, что такая проблема в фильме всплывает дважды. Как минимум.
Все психозы, в какой-то мере, являются отражением жизненных проблем. Так и здесь. Проблемы детей начинаются от проблем у взрослых. В первую очередь – в семье, и чрезмерная любовь оказывается не менее разрушительна, чем нелюбовь. С малых лет искалеченные судьбы и характеры. Что их ждёт впереди?
Фильм, как тот самый журнал на желтоватой бумаге, не глянцевый, в него надо вжиться. Режиссёр не пытался сделать зрителю красиво, а хотел подсветить такие участки нашей жизни, в которые редко кто заглядывает. А, подсветив, показать и тем людям, которые считают, что в их семье всё нормально, как хрупка детская психика и как осторожно надо с ней обходиться. Не могу сказать, что фильм мне понравился, по той причине, что оценка в таких выражениях здесь неуместна. Скажу иначе – фильм зацепил.
Последние кадры символичны, но намёк прозрачен для любого, знакомого с основами христианства, поэтому не буду расшифровывать очевидное. Тем более, что и фамилия нашего врача Христофоров, что тоже сделано умышленно. К сожалению, кадры эти символичны не только для персонажа этого фильма, но и для самого Сергея Пускепалиса.
П.С. В фильме мать Ивана Христофорова сыграла Елена Сусанина, которая запомнилась мне по оригинальному фильму «Керосин». Ей уже 89 лет, а играет не хуже молодых. Как в "Керосине", так и в этой картине. Обратите на неё внимание, если будете смотреть «Доктора».
=================