Пенсионерская реакция на Новороссийский Догмат

топ 100 блогов diak_kuraev23.09.2017 Сергей Чапнин:

В последние 2-3 дня большая дискуссия развернулась вокруг крайне жестких слова патриарха о "несогласных", которые многих повергли в шок. После небольшой заминки церковные чиновники признали, что все эти слова действительно были сказаны, но их следует воспринимать исключительно в контексте проповеди. Мол, тогда всё встанет на свои места и шум уляжется.
Увы, на мой взгляд в контексте проповеди слова патриарха выглядят еще хуже.
Во-первых, этот "ход" - новое слово в гомилетике. Возможно, я счастливый человек, но за без малого 30 лет жизни в Церкви мне еще ни разу не приходилось слышать проповеди, которые заканчиваются угрозами. Не любовью и увещанием, а прямыми угрозами, пусть и сказанными с улыбочкой: мол, если вы со мной не согласны, то гореть вам, священники, и всем вашим семьям в огне с вашей нищенской пенсией.
Во-вторых, с канонической точки зрения это выглядит, мягко говоря, странно: патриарх угрожает священникам чужой епархии, в которой есть свой правящий епископ. Это возможно только в одном единственном случае - когда патриарх мыслит о себе как о "епископе Рима", т.е. он стоит *над* всеми прочими епископами и повелевает ими и всем духовенством. Ересь? Ох, как бы не хотелось мне об этом говорить... Но искажение церковного сознания сознания - это точно.
В-третьих, слова том, что патриарх говорит эти слова не от себя, а "от мудрости всего епископата" - это лицемерие. Хорошо известно, что патриарх невысокого мнения о епископате и не интересуется его "мудростью". Особенно это было очевидно полтора года назад, когда он в тайне от всех готовил встречу с папой Римским и на Архиерейском соборе за несколько дней до встречи даже не намекнул мудрым епископам о том, что эта встреча скоро состоится.
В четвертых, о "копеечке" для бабушки. Эти слова умилили многих. Но их тоже следует воспринимать "в контексте". Когда патриарх утопает в роскоши и поборы со священников за 6-8 лет выросли в разы (некоторые пишут мне, что в 7-8 раз), когда особым законом патриарх теперь вообще не обязан отчитываться даже перед государством о своем имуществе, не только для бабушек, но и для самих священников остается действительно уже только "копеечка".
В-пятых, о работе с молодежью. Необходимость постоянной борьбы за традиционные ценности ставит священника в жесткие идеологические рамки, а молодежи это не интересно. Говорить же про Христа, любить и проповедовать Евангелие в большинстве семинарий не учат.
Так что если патриарх действительно хочет, чтобы церкви не опустели, надо прежде всего снять идеологическое, административное и финансовое давление на священников и приходские общины. Боюсь, что нынешний патриарх не способен на это.

https://www.facebook.com/chapnin/posts/10207896215442126


Из комментов моем ЖЖ:

Во время своего последнего посещения ТСЛ патрирх заявил, что "нам сейчас нужно АБСОЛЮТНОЕ единомыслие".
В официальные релизы эти слова Святейшего не попали.

Из раннего в тему московского папизма:

"Признаюсь, что некоторые решения, которые мы приняли, были сформулированы мною, несомненно, под действием непреодолимой Божией силы. И только теперь, оборачиваясь вспять, я понимаю, что то была действительно Божия помощь... Я вижу руку Божию, которая всех нас ведет. Я чувствую, как Бог отвечает на наши молитвы" http://www.patriarchia.ru/db/text/3550769.html

я убедился, что если Патриарх принимает те или иные решения, они единодушно принимаются и Синодом, и Собором, и всей Церковью и не вызывают никакого противления, за исключением, может быть, самого небольшого круга людей, которые не столько о благе Церкви пекутся, сколько о своих политических или неких идейных взглядах, которые, по их мнению, должны реализоваться в церковной жизни. http://www.patriarchia.ru/db/text/3550769.html


Сие есть воля Вседержителя, явленная в определении Священноначалия, «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Дабы по стезе этой ступать решительно и твердо, послушай слово Патриарха, и да укажет оно тебе на важнейшие ориентиры епископского делания и не даст сбиться с дороги, как помогает путнику избрать верный курс стрелка компаса. http://www.patriarchia.ru/db/text/4148626.html

Почему же, осознавая свое недостоинство, о котором ты говорил при наречении, ныне ты стоишь здесь пред нами облаченный в святительские одежды, ожидающий вручения архиерейского жезла? Только потому, что внял голосу Церкви, как голосу Самого Бога
http://chistopol-eparhia.ru/?p=995

мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. http://www.patriarchia.ru/db/text/3457610.html

«Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия» .
(Из слова перед концертом на детском празднике «В гостях у патриарха в Переделкине» 10 июня 2013 г http://www.pravoslavie.ru/put/62167.htm


«Мы, подобно Христу, Церковь не свои слова произносит, не от своей мудрости, и Патриарх вам говорит не от самого себя и не на себя ссылается, а от Господа, от Слова Божия, хранимого в Церкви. Это сохранение Божественного Слова мы называем Преданием Церкви, Преданием с большой буквы. Это Предание — критерий истины: мы накладываем его на все то, что сегодня происходит в мире с обществом и человеком, и говорим, где правда, а где ложь, где грех, а где святость. Мы говорим Божию правду, потому что ничего другого у нас нет» (проповедь в Таллине; Фильм «Второе крещение Руси». 1 ч 13 минут и http://www.patriarchia.ru/db/text/3046294.html

"Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам», — подчеркнул Святейший Владыка. http://www.patriarchia.ru/db/text/969776.html епсобрание 2009

моя реакция на эти жемчужины тут
http://diak-kuraev.livejournal.com/591335.html

***
А "небольшая заминка" не переросла в тотальный отказ не по велению совести патриарших пиарщиков, а просто по той причине, что речь патриарха снимали сотни мобильников захожан, прихожан и не вполне контролируемых местных журналистов. Было понятно, что если публикация записи наложится на официальные отречения - то последняя весть будет горше первой.

Но я все же полагаю, что мотив не-отречения еще серьезней. Патриарх в Новороссийске не оговорился и не проговорился. Это месседж-кому-надо-месседж. Мол, Ваше Величество, во вверенной мне вертикали все мне подконтрольно, и мы готовы поколонно маршировать к тем ориентирам, которые вы нам укажете!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Анонс Тюльпаны и мельницы. Часть раз :) Тюльпаны и мельницы. Часть два! Вожделенный остров Тессель Снова мельницы и тюльпаны:) плюс музей DAF Вечный сырный город – Алкмаар Остров Маркен Остров Маркен - одно из самых симпатичных мест ...
Остафьево - бывшая загородная усадьба Вяземских-Шереметевых, первой из дворянских усадеб начала XIX века стала музеем. Случилось это ещё в 1899 году, когда граф Сергей Дмитриевич Шереметев к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина превратил усадьбу в общедоступный ...
...
Здравствуйте Малка. Я хочу родить от любимого. Лет мне 26. Он не совсем надежный тип, возможно и не будет со мной. Но я его люблю, с ним я общаюсь 3 года . квартира есть, работа - бюджетная. Но с другой стороны, может мне еще нужно постараться стать кем-то, ну там, личностью, и тогда, ...
В обсуждении предыдущего поста о Толкине были высказаны две мысли, заслуживающие того, чтобы их подчеркнуть отдельно. Толкина обычно воспринимают в первую очередь как автора «Властелина колец». Всё-таки самое известное его произведение, оно заложило основу всего жанра высокого фэнтези, ...