Пелевин, Поршнев и Диденко
ru_pelevin — 04.10.2025

Встретив в последнем романе упоминание Бориса Федоровича Поршнева я решил, что созрел оформить свои мысли по этому поводу. И попросил любезного Грока помочь мне с этим.
Огромное влияние оказали на меня прозрения Поршнева, еще в прошлом веке раскрывшего главные технологии либеральных суггесторов в годину российских неустройств. (A Sinistra).
Грок может дать обширную справку на эту тему (см. например, результаты по запросу Упоминания Бориса Поршнева в книгах Виктора Пелевина).
Но я хочу поговорить немного о другом.
Почему ПВО постоянно возвращается к этой теме уже много лет (начиная с ЧиПа, а м.б. и ранее)?
ИМХО есть две взаимосвязанные темы у Поршнева, которые его глубоко интересуют:
а) каннибализм, лежащий в начале человеческой истории (см. Адельфофагия).
б) суггесторы, как один из видов человеческих существ (собственно, это больше относится к видизму его последователя Бориса Диденко и его теории о четырёх самостоятельных видах человека - (суперанималы, суггесторы, диффузники, неоантропы).
• Суперанималы (палеоантропы) — "хищники-каннибалы", агрессивные и доминирующие.
• Суггесторы — имитаторы, подражающие хищникам для выживания.
• Диффузники — пассивные "жертвы", легко внушаемые.
• Неоантропы — "новые люди", гуманисты и интеллектуалы, возникшие позже. (Грок)
Суперанималы - это попросту говоря потомки каннибалов. Неоантропы - новый вид, существа с повышенным уровнем нравственности.
Диффузники - основная масса населения.
А вот с суггесторами все намного сложнее
Произошло расщепление самого биологического вида палеоантропов на хищных и нехищных, - продолжает Диденко. - Позже от нехищного - диффузного - вида отделилась еще одна ветвь, которая стала подражать первоубийцам и обслуживать их. Это так называемые суггесторы. link
И основной инструмент суггесторов, как легко можно догадаться - это речь, язык. Попросту говоря — вторая сигнальная система.
Ну а самые эффективные суггесторы, это ... правильно - хорошие и очень хорошие писатели :)
ИМХО конечно, но я уверен, что именно здесь и таится the key point постоянного интереса ПВО к этой теме.
Иногда он принимает форму исповеди (ср. например, Советский реквием и Аффидавит Акуркова), где явственно слышится авторский голос.
Вот что думает по этому поводу многоуважаемый Грок:
"Советский Реквием" и "Аффидавит Акуркова" — это два разных лика "исповеди" Пелевина как писателя-суггестора. В первом он разоблачает ностальгические мифы, во втором — медийные и капиталистические иллюзии. В обоих случаях он подчёркивает ответственность писателя: быть не просто манипулятором, а проводником к осознанию "пустоты" реальности. Его "большая совесть" — в том, чтобы не скрывать свою роль суггестора, а делать её частью текста, побуждая читателя к критическому мышлению. Пелевин не просто манипулирует, а заставляет читателя видеть механизмы манипуляции, что перекликается с буддистской идеей пробуждения от иллюзий (майи).
В обоих текстах Поршнев даёт антропологическую базу: суггесторы выживают, имитируя хищников, но Пелевин добавляет моральный аспект — совесть требует осознания этой имитации.
И далее, по мнению Грока ключевая цитата здесь такая:
"Я пишу этот аффидавит, чтобы сказать правду, но правда — это просто ещё один выстрел в зенитном кодексе. Поршнев бы сказал, что я суггестор, притворяющийся жертвой, чтобы вы мне поверили. Но я знаю, что вы знаете, что я знаю — и всё равно пишу"
От себя добавлю только, что (ИМХО конечно), но эта тема многое объясняет в последнем тексте Нашего Любимого Автора.
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
Синоптическое.
Смотритель
IQ (idiotic question): о гороскопе, характере и личности
Кабачки на ужин
В понедельник Кристиан совершил тренировочный полёт на истребителе в
Coffee-test для искусственного интеллекта предлагается заменить на изящный Blue
Про осень
Riga, август 2025 года

