ПАЗЛ ПЕРВЫЙ. ПОКУШЕНИЕ НА МИРБАХА
roman_rostovcev — 23.03.2023
Граф Вильгельм фон Мирбах, германский посол в Советской России, был убит в Москве, в Денежном переулке, в одной из гостиных посольского здания, около 3 часов дня 6 июля 1918 г. Как пишет Троцкий, «убийство германского посла осуществляется двумя сотрудниками ВЧК Яковом Блюмкиным и Николаем Андреевым. Оба были членами партии левых эсеров; первый занимал в то время ответственный пост начальника отдела ВЧК по борьбе со шпионажем, второй был фотографом этого же отдела. Для совершения указанного акта Блюмкин использует бывшее у него на руках по служебным обязанностям дело немецкого шпиона графа Роберта Мирбаха, племянника посла».

В посольстве Блюмкин предъявил свой чекистский мандат и следующее удостоверение:
"ВЧК по борьбе с контрреволюцией уполномочивает ее члена Якова Блюмкина и представителя Революционного Трибунала Николая Андреева войти непосредственно в переговоры с господином германским послом в России графом Мирбахом по делу, имеющему непосредственное отношение к самому господину германскому послу".
Под делом, имеющим к господину германского послу непосредственное отношение, подразумевалось дело офицера австрийской армии Роберта фон Мирбаха, который продолжительное время находился в русском плену, а в апреле 1918 года был освобожден и проживал в одной из московских гостиниц. В этой же гостинице, кстати, снимала номер шведская актриса М. Ландстрем, которая неожиданно, без видимых причин, покончила жизнь самоубийством. Пишут, что у актрисы и бывшего военнопленного был роман, и что в ходе следствия по делу Ландстрем Роберт фон Мирбах и был арестован как подозреваемый. Вильгельм фон Мирбах обращался в ЧК с просьбой освободить родственника под гарантии посла Германии и обещал, в случае необходимости, по первому требованию «доставить» Роберта Мирбаха в ЧК для окончания следствия. Иными словами, дело Роберта Мирбаха было вполне реальным, а сам Блюмкин имел к нему прямое отношение, поскольку попутно разрабатывал этого Роберта на шпионаж.
Явившись в посольство, Блюмкин настаивает перед советником посольства Рицлером на личном свидании с Мирбахом. После ряда разъяснений Рицлер согласился, и посол вышел к ним. Во время продолжительной беседы, связанной с указанным выше делом, Блюмкин выстрелил в упор в Мирбаха, Рицлера и переводчика, причем Мирбах был только ранен. Затем Андреев бросил в него бомбу, которая не разорвалась. Блюмкин бросил бомбу вторично и убил Мирбаха. Совершив убийство, Блюмкин и Андреев едва успели скрыться на автомобиле, так как охрана открыла по ним стрельбу; Блюмкин был ранен.
При этом считается, что подписи председателя ВЧК Дзержинского и секретаря Ксенофонтова на удостоверении были подделаны, а печать на документ поставил заместитель Дзержинского, член ЦК левых эсеров Александрович, которому было известно о подготовлявшемся убийстве. Убегая, Блюмкин оставил в посольстве это подложное удостоверение и шапку.
Давайте для начала разберём ряд вопросов с этим поддельным удостоверением.
Итак, настоящий чекист Яков Блюмкин, действительно занимающийся в ЧК борьбой с шпионажем, наносит визит германскому послу по вполне реальному делу, расследуемому им же. Это дело действительно касается посла лично, поскольку в нём замешан как минимум однофамилец Мирбаха, а вполне возможно, что и его родственник. Вопрос: зачем же он в таком случае приносит с собой подложное удостоверение?
При таких обстоятельствах Блюмкин вполне мог получить это самое удостоверение вполне легально, в рамках исполнения своих непосредственных обязанностей. Тем более, что в числе сообщников Блюмкина был заместитель Дзержинского товарищ Александрович, который имел все основания дать Дзержинскому на подпись этот документ, причем вполне мотивированно. Почему бы и не отправить начальника отдела по борьбе с шпионажем переговорить с германским послом о возможном шпионаже его предполагаемого родственника?
Но даже если бы Феликс Эдмундович отказал своему соратнику (фактический допрос посла дело нешуточное), то Александрович мог поставить на удостоверении и свою собственную подпись. На то заместители и существуют.
Дело ещё и в том, что граф Мирбах неоднократно получал вполне понятные угрозы, его жизнь и без Блюмкина со товарищи была в постоянной опасности, и советник посольства Рицлер вполне мог позвонить в ЧК и осведомиться о подлинности удостоверения Блюмкина в секретариате. У того же товарища Ксенофонтова. И, получив отрицательный ответ, вызвать в посольство наряд доблестных латышских стрелков.
Явившись же с удостоверением, подписанным хотя бы Александровичем, Блюмкин с Андреевым ничем не рисковали, как и сам Александрович, даже если бы посол к ним не вышел. И даже в случае, если бы Блюмкин, убивший в итоге посла, оставил бы на месте преступления подлинное удостоверение, с Александровича были бы взятки гладки. Ну отправил заместитель председателя ВЧК своего сотрудника поговорить с послом о деле его племянника, а сотрудник возьми это посла и убей. Кто ж знал, что он такая гнида? Не говоря уже о том, что сразу после убийства посла левые эсеры якобы планировали поднять мятеж, Александрович собирался в нём участвовать и действительно участвовал, и ему, грубо говоря, было плевать на все вопросы, которые ему могли задать коллеги-чекисты по поводу этого удостоверения. При победе восстания Александрович сам бы допрашивал бывших соратников, при поражении его так и так бы расстреляли. И действительно расстреляли.
Другое дело, если Блюмкин изначально собирался оставить в посольстве этот документ. С одной стороны это обеспечивало гораздо более резкую первоначальную реакцию Германии: Дзержинский это не какой-то Александрович, а фактически член правительства, глава ВЧК. Причем не эсер, а самый что ни на есть большевик. С другой — документ оставался в руках германской стороны, и его подложность было достаточно просто установить, проведя экспертизу подписей, причем не одной, а (для надежности) сразу двух. Унеси Блюмкин своё удостоверение с собой, доказать его подложность было бы уже невозможно: мало ли что могли потом нарисовать в ВЧК и предъявить немцам для экспертизы? А так, если бы Германия пошла в разнос и разорвала Брестский мир, впоследствии неоспоримо выяснилось бы, что сделано это было на основании фальшивки.
Вся эта история с подбрасыванием в посольство поддельного документа с подписью Дзержинского выглядит домашней заготовкой ещё и по той причине, что Блюмкин вёл дело Роберта Мирбаха уже довольно давно (собственно говоря это было его единственным делом в области борьбы с шпионажем) и очевидно встречался по этому вопросу с послом уже неоднократно. Он что же, всякий раз от Феликса Эдмундовича отдельное удостоверение получал? Кроме того, пристрелить Мирбаха гораздо удобнее было вне посольства. Например, посол присутствовал и даже выступал на пресловутом Съезде Советов, поэтому очень удобно и символично было застрелить его, как говориться, «в кулуарах съезда» или, как Ильича, на выходе из здания в момент посадки в авто. Но тогда, конечно, никаких мандатов от Дзержинского на мете преступления бы не осталось.
Дальнейшая головокружительная карьера Якова Блюмкина свидетельствует о том, что он был по своему гениальным агентом-провокатором, и уж конечно не большевистским. Череда покушений, организованных как самим Блюмкиным, так и на него самого, участие в сложнейших международных комбинациях в Китае, Тибете, Индии, Палестине, его арест в Москве после автомобильной погони со стрельбой, могли бы послужить основой для романа в духе мушкетеров, Рокамболя или самого Джеймса Бонда.
И именно последний прототип ближе всего к Якову Блюмкину по сути.
PS. По мотивам покушения на Мирбаха в 1968 году был снят очень неплохой советский фильм «Шестое июля». В нём есть любопытный эпизод: товарищ Ленин лично является в германское посольство и выслушивает там гневный выговор секретаря Рицлера по поводу случившегося, а затем приносит свои извинения. Вся беседа ведётся без переводчика, на немецком языке.
Начало расследования: https://author.today/reader/261194
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Новый глава Общей службы безопасности Израиля «ШАБАК» (Шин Бет) генерал Давид
Вот представьте!
Генерал убит. Что дальше? Решать надо по "методу Кадырова" - это страшнее
Михаил Зощенко: возвращение в клетку
Улыбайтесь, господа!
В США заявили о лживости Европы: зачем ЕС продвигает антироссийскую риторику...
Принц Уильям на пляже Копакабана

