«ПАВЛИНЬЯ КОМНАТА», И ЕЕ ИСТОРИЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ
nikonova_alina — 24.10.2023Часть 2. Porsellanzimmer
В 1869 году Фредерик Лейлэнд перебрался из Ливерпуля в Лондон, где приобрел в собственность дом №49 на Prince's Gate в районе Кенсингтон. В то время это был один из самых респектабельных районов города, где проживали добропорядочные и состоятельные буржуа: банкиры, промышленники, крупные ученые и чиновники. Так что место, которое выбрал Лейлэнд для жизни в британской столице, идеально подходило для его статуса крупнейшего судовладельца Англии.
Разумеется, купив дом, Лейлэнд тотчас нанял архитектора для того, чтобы отремонтировать и реконструировать здание под собственные потребности и сообразно своему вкусу. Понятно, что судовладелец не скупился, и приложил все усилия, чтобы заполучить самого лучшего мастера. Его выбор пал на Ричарда Нормана Шоу, который прославился как отличный специалист по проектированию загородных домов в «староанглийском стиле», имитирующем популярный в Британии того времени так называемый «стиль королевы Анны». Шоу был членом Королевкой Академии художеств, помимо частных заказов выполнял и государственные, построил множество административных зданий, 16 церквей в стиле неоготики и здание Нового Скотленд-Ярда.
Поскольку Шоу всегда был загружен и даже перегружен заказами, он частично перепоручил работу над таунхаусом Лейлэнда своему коллеге архитектору Томасу Джекиллу. Речь шла о проекте реконструкции столовой. Дело было в том, что заказчик изначально предполагал устроить это помещение в восточной манере, чтобы там можно было разместить его коллекцию китайского фарфора, а Джекилл имел опыт работы в соответствующем стиле, который называли англо-японским. В частности, он разработал огромное количество вариантов дизайна со стилизованными японскими рисунками для передних панелей каминов Барнарда, которые были очень популярны в Англии того времени. Ворота для города Норича, выполненные по его проекту, горожане преподнесли в качестве свадебного подарка принцу Уэльскому, и они до сих пор находятся в поместье Сандрингем.
Джекилл был важной фигурой в движении эстетизма, он хорошо знал Данте Габриеля Россетти, дружил с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, так что Лейлэнд, бывший большим поклонником прерафаэлитов в целом и Бёрн-Джонса в честности, нисколько не возражал. К тому же Джекилл прославился своими работами по дереву и металлу и оформлением многих старинных домов в провинции.
Джекилл решил творчески переосмыслить традиционный тип помещения во дворцах 18 века, который назывался Porsellanzimmer или Фарфоровая комната (кабинет). В итоге архитектор выстроил сложную решётчатую конструкцию из резных шпинделевых полок, выполненых из древесины грецкого ореха, где и была размещена коллекция китайского синего и белого фарфора эпохи Канси династии Цин, собранная Лейлэндом.
Особое внимание Джекилл уделил обоям. Это были аутентичные кожаные обои начала 16 века, которые привезла в Англию как часть приданного невеста наследника британского престола Артура принца Уэльского принцесса Екатерина Арагонская. На обоях были изображены геральдические символы принцессы – раскрытый гранат и красные розы как символ ее брачного союза с Тюдорами. Эти обои почти три с половиной века висели на стенах резиденции Тюдоров в Норфолке, прежде чем Лейлэнд выкупил их за 1000 фунтов.
На южной стороне комнаты, в центре, прямо под большой пустой кожаной панелью, располагался антикварный ореховый валлийский комод, а по сторонам от него полки, соответствующие по стилю. Три французских окна, находившиеся на восточной стене комнаты, и выходившие в частный парк, были закрыты ставнями из орехового дерева. На северной стене был установлен камин, а над повесили картину Джеймса Уистлера «Принцесса из страны фарфора», которую Джекилл сделал центральным элементом декора комнаты. Потолок был отделан подвесными панелями в стиле Тюдоров и украшен восемью газовыми светильниками в форме шара. Завершал декоративное оформление помещения ковер с красной каймой.
Продолжение следует…