«ПАВЛИНЬЯ КОМНАТА», И ЕЕ ИСТОРИЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ

топ 100 блогов nikonova_alina23.10.2023
«ПАВЛИНЬЯ КОМНАТА», И ЕЕ ИСТОРИЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ

Часть 1. «Принцесса из страны фарфора»

         Интересно, сколько денег должно быть у человека, чтобы он начал вкладывать их в меценатство, в коллекционирование, в поддержку молодых талантов? И насколько это человек должен быть уверен в себе и в своем художественном вкусе, если он предпочитает собирать не старых мастеров, цены на картины которых при любом раскладе будут только расти, а покупает произведения своих современников, никому практически не известных и не признанных? А ведь когда-то таковыми были и Ван Гог, и Ренуар, и Уистлер.

Английских судоходный магнат Фредерик Лейлэнд однажды рискнул, и результат этой авантюры оказался непредсказуемым и для него совершенно неприемлемым. Наверное, сам он даже думал, что проиграл. Но обо всем по порядку.

Данте Габриэль Россетти. Портрет Фредерика Лейлэнда. 1879
Данте Габриэль Россетти. Портрет Фредерика Лейлэнда. 1879

Фредерик Лейлэнд начал свою карьеру в ливерпульской судоходной компании «John Bibby, Sons & Co», куда его устроила его мать, когда мальчику было всего 13 лет. За 17 лет усердной работы он дорос от ученика до полноценного компаньона фирмы. В 1873 году Лейлэнд принял управление компанией от ее владельца Джеймса Бибби, который ушел в отставку, затем выкупил контрольный пакет акций фирмы и принадлежавшие ей 21 судно. После этого Лейленд переименовал компанию в «Leyland Shipping Line», увековечив таким образом собственное имя.

        Заниматься меценатством Лейлэнд начал еще с середины 1860-х годов, когда его карьера резко пошла в гору, и соответственно, изменились и доходы. У новоявленного коллекционера были две страсти: искусство эпохи Возрождения (ну, это понятно, помимо художественной ценности еще и отличное вложение средств), а также современное английское и американское искусство.

Эдвард Бёрн-Джонс. Зачарованный Мерлин. 1872-77
Эдвард Бёрн-Джонс. Зачарованный Мерлин. 1872-77

        Лейланд обожал прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, Альберта Мура, Эдварда Бёрн-Джонса, у которого он даже специально заказал картину «Зачарованный Мерлин». А еще ему очень нравился Джеймс Уистлер. В начале 1870-х годов Лейланд купил картину Уистлера «Принцесса из страны фарфора», которая была написала в середине 1860-х годов.

Кристина Спартали
Кристина Спартали

        Эта картина имела непростую историю. Уистлер начал работу над ней в 1863 году, ему позировала Кристина Спартали, сестра художниц-прерафаэлита Марии Спартали-Стиллман, «англо-греческая красавица, которую желали написать все художники того времени». В это время Уистлер увлекался идей изображения европейской женщины в восточной одежде и обстановке.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Принцесса из страны фарфора. Эскиз. 1863
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Принцесса из страны фарфора. Эскиз. 1863

        Художник много экспериментировал, менял фон и декоративные элементы, сопровождавшие центральный образ модели. Например, на сохранившемся подготовительном эскизе к этой работе изображены цветы, которые в окончательный вариант художник включать не стал.  Некоторые предметы, которые появились на картине, видимо принадлежали самому Уистлеру, в частности, белая японская ширма, создающая фон полотна.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора . 1863-65
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора . 1863-65

        В конечном итоге у художника получилось завораживающе прекрасное произведение, центром которого является изображение восточной красавицы, одетой в традиционное китайское ханьфу, которая задумчиво смотрит на зрителя. Вокруг героини размещены различные экзотические предметы, китайские и японские (художник не разделяет их по странам происхождения): коврик, ширма, ваза, веер. Еще один веер модель держит в руке. Картина написана в импрессионистской манере в мягких пастельных тонах, что кажется неожиданным, поскольку в этот период Уистлер много экспериментировал с золотом и более яркими и экспрессивными красками, как, например в «Капризе в пурпурном и золотом № 2: Золотой экран» (1864) Также в восточном стиле специально под эту картину выполнен и багет для ее обрамления.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Капризе в пурпурном и золотом № 2: Золотой экран. 1864
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Капризе в пурпурном и золотом № 2: Золотой экран. 1864

        Когда портрет был закончен, отец сестер  Спартали по какой-то причине отказался его выкупить. Потом нашелся другой покупатель, но его не устроил слишком крупный на его взгляд размер подписи художника, которая к тому же была размещена не внизу, как это было привычно, а в левом верхнем углу картины. Возможно даже, что именно эта история натолкнула Уистлера на мысль изменить свою подпись, сделав ее более художественной. Позднее он действительно придумал себе совершенно особую подпись в виде мотылька или бабочки.

Подпись Джеймса Уистлера
Подпись Джеймса Уистлера

        Дальнейшая история «Принцессы» до покупки ее Лейлэндом довонь туманна. В 1865 году художник выставил ее на Парижском салоне, а на следующий год во французской галерее Гамбара в Лондоне. В это время Уистлер совершал поездку по Южной Америке, поэтому после окончания выставки картину забрал его друг Данте Габриэль Россетти. Спустя какое-то время то ли сам Россетти, то ли любовница (и муза) Уистлера Джоанна Хиффернан, продала «Принцессу» неизвестному коллекционеру. Иногда утверждается, что этим покупателем мог быть лондонский банкир немецкого происхождения  Фредерик Хут, но это маловероятно, поскольку он умер в 1864 году. В любом случае спустя несколько месяцев, в 1867 году «Принцесса» была возвращена автору.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862

        И только в начале 1870-х годов ее приобрел Лейлэнд.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
4 марта 2008 в 11:13 В субботу с Олей дежурили в Зале Царства. Провели мы в Зале 17 часов. Это было ночное дежурство. А утром не надо было идти домой, потому что в воскресение наше собрание первым проводит встречу в 10 утра. В Зале мне приснился армагеддон. ...
...
Россия испытала межконтинентальную баллистическую ракету, начала тесты новейшего ракетного двигателя РД-191М, возобновляет запуски спутников с помощью ракет военного назначения и готовит другие сюрпризы. Обо всём по порядку, а также о новой истории спасения расскажем в сегодняшнем ...
Вот эта удивительная фотка....это знаете где? Это Славянск. А это Крымская осень ( у ppetrovichh -а попёрла) А вообще... я так устала от баталий жж-ных. Нету в жж друзей. Есть только френды. Не делай добра и не получишь "ответку"...... ...
Дресс-код на моей работе отсутствует, поэтому иногда можно позволить себе нечто фривольное ;) ...