«ПАВЛИНЬЯ КОМНАТА», И ЕЕ ИСТОРИЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ
nikonova_alina — 23.10.2023Часть 1. «Принцесса из страны фарфора»
Интересно, сколько денег должно быть у человека, чтобы он начал вкладывать их в меценатство, в коллекционирование, в поддержку молодых талантов? И насколько это человек должен быть уверен в себе и в своем художественном вкусе, если он предпочитает собирать не старых мастеров, цены на картины которых при любом раскладе будут только расти, а покупает произведения своих современников, никому практически не известных и не признанных? А ведь когда-то таковыми были и Ван Гог, и Ренуар, и Уистлер.
Английских судоходный магнат Фредерик Лейлэнд однажды рискнул, и результат этой авантюры оказался непредсказуемым и для него совершенно неприемлемым. Наверное, сам он даже думал, что проиграл. Но обо всем по порядку.
Фредерик Лейлэнд начал свою карьеру в ливерпульской судоходной компании «John Bibby, Sons & Co», куда его устроила его мать, когда мальчику было всего 13 лет. За 17 лет усердной работы он дорос от ученика до полноценного компаньона фирмы. В 1873 году Лейлэнд принял управление компанией от ее владельца Джеймса Бибби, который ушел в отставку, затем выкупил контрольный пакет акций фирмы и принадлежавшие ей 21 судно. После этого Лейленд переименовал компанию в «Leyland Shipping Line», увековечив таким образом собственное имя.
Заниматься меценатством Лейлэнд начал еще с середины 1860-х годов, когда его карьера резко пошла в гору, и соответственно, изменились и доходы. У новоявленного коллекционера были две страсти: искусство эпохи Возрождения (ну, это понятно, помимо художественной ценности еще и отличное вложение средств), а также современное английское и американское искусство.
Лейланд обожал прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, Альберта Мура, Эдварда Бёрн-Джонса, у которого он даже специально заказал картину «Зачарованный Мерлин». А еще ему очень нравился Джеймс Уистлер. В начале 1870-х годов Лейланд купил картину Уистлера «Принцесса из страны фарфора», которая была написала в середине 1860-х годов.
Эта картина имела непростую историю. Уистлер начал работу над ней в 1863 году, ему позировала Кристина Спартали, сестра художниц-прерафаэлита Марии Спартали-Стиллман, «англо-греческая красавица, которую желали написать все художники того времени». В это время Уистлер увлекался идей изображения европейской женщины в восточной одежде и обстановке.
Художник много экспериментировал, менял фон и декоративные элементы, сопровождавшие центральный образ модели. Например, на сохранившемся подготовительном эскизе к этой работе изображены цветы, которые в окончательный вариант художник включать не стал. Некоторые предметы, которые появились на картине, видимо принадлежали самому Уистлеру, в частности, белая японская ширма, создающая фон полотна.
В конечном итоге у художника получилось завораживающе прекрасное произведение, центром которого является изображение восточной красавицы, одетой в традиционное китайское ханьфу, которая задумчиво смотрит на зрителя. Вокруг героини размещены различные экзотические предметы, китайские и японские (художник не разделяет их по странам происхождения): коврик, ширма, ваза, веер. Еще один веер модель держит в руке. Картина написана в импрессионистской манере в мягких пастельных тонах, что кажется неожиданным, поскольку в этот период Уистлер много экспериментировал с золотом и более яркими и экспрессивными красками, как, например в «Капризе в пурпурном и золотом № 2: Золотой экран» (1864) Также в восточном стиле специально под эту картину выполнен и багет для ее обрамления.
Когда портрет был закончен, отец сестер Спартали по какой-то причине отказался его выкупить. Потом нашелся другой покупатель, но его не устроил слишком крупный на его взгляд размер подписи художника, которая к тому же была размещена не внизу, как это было привычно, а в левом верхнем углу картины. Возможно даже, что именно эта история натолкнула Уистлера на мысль изменить свою подпись, сделав ее более художественной. Позднее он действительно придумал себе совершенно особую подпись в виде мотылька или бабочки.
Дальнейшая история «Принцессы» до покупки ее Лейлэндом довонь туманна. В 1865 году художник выставил ее на Парижском салоне, а на следующий год во французской галерее Гамбара в Лондоне. В это время Уистлер совершал поездку по Южной Америке, поэтому после окончания выставки картину забрал его друг Данте Габриэль Россетти. Спустя какое-то время то ли сам Россетти, то ли любовница (и муза) Уистлера Джоанна Хиффернан, продала «Принцессу» неизвестному коллекционеру. Иногда утверждается, что этим покупателем мог быть лондонский банкир немецкого происхождения Фредерик Хут, но это маловероятно, поскольку он умер в 1864 году. В любом случае спустя несколько месяцев, в 1867 году «Принцесса» была возвращена автору.
И только в начале 1870-х годов ее приобрел Лейлэнд.
Продолжение следует...