АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: ГРИФОН, ГИППОГРИФ, ГИППОКАМП
nikonova_alina — 20.10.2023Окружающий мир казался людям древности (да и сейчас многим кажется) большой загадкой, и для того, чтобы объяснить то, что представлялось непонятным и, следовательно, страшным и непредсказуемым, люди, исходя из собственного еще небольшого исследовательского опыта конструировали всевозможных фантастических тварей, присутствием которых можно было с легкостью объяснить необъяснимое, комбинируя фрагменты хорошо известных животных. Так и появлялись в устных сказаниях, а потом и в визуальном художественном воплощении невероятные существа, в реальности которых люди не сомневались вплоть до эпохи Великих географических открытий.
ГРИФОН
Грифон – это существо, у которого передняя часть - голова, лапы с острыми когтями и крылья, белоснежные или золотистые, были орлиными, а корпус и задняя часть – львиными. Считается, что его образ имеет ближневосточное происхождение. Греки полагали, что грифоны вместе с другими фантастическими животными охраняли легендарное золото скифов или золотые прииски Индии. В античности грифон символизировал власть над небом и землей, силу и гордыню.
Позднее в Европе грифоны стали очень распространены в геральдике, поскольку символизировали объединенные качества орла и льва – бдительность и отвагу, что придавала им божественную силу. Также они считались хранителями всего божественного.
В христианском искусстве грифон может обозначать двойственную природу Христа, поскольку орел как птица символизирует божественное, а лев как животное – земное. Грифоны часто встречаются в средневековом искусстве в качестве скульптурных украшений, например, статуи грифоны украшают базилику Сан-Марко в Венеции.
Однако в некоторых случаях грифон в аллегории может символизировать и гонителей христиан.
ГИППОГРИФ
Гиппогриф был создан фантазией поэтов позднего Средневековья, в частности Лодовико Ариосто. В то время существовала поговорка «скрестить коня с грифоном», берущая начало в текстах Вергилия, которая обозначала невозможность или несообразность какого-то явления. Судя по всему, литераторы восприняли ее как руководство к действию и придумали, как бы мог такой зверь выглядеть в реальности.
Согласно описанию Ариосто, гиппогриф родился от грифона и кобылицы, и потому имел переднюю часть тела и крылья как у хищной птицы, а заднюю часть – как у лошади. Гиппогриф обладает исключительной скоростью перемещения и способностью летать вокруг земли и даже на Луну. На нём ездят маги и странствующие рыцари.
Гиппогрифа, в частности, можно увидеть на полотнах, иллюстрирующих поэму Ариосто «Неистовый Роланд», так как на этом животном ездил верхом языческие рыцари Руджьер или Астольф. В искусстве гиппогриф сам по себе символизирует язычество.
ГИППОКАМП
Гиппокамп (гиппокампус) – это фантастическое морское животное, передняя часть которого была как у лошади, а задняя – как у рыбы, то есть это была лошадь с рыбьим хвостом. Другое название этого мифического создания – гидриппус, то есть водяная лошадь. Древние греки считали его царем рыб.
В античной мифологии гиппокампы могли везти колесницы морских божеств, например Нептуна, Амфитриты или Галатеи, или на них ездили верхом морские нимфы нереиды. В изобразительном искусстве гиппокампы чаще всего появлялись в сюжетах, связанных с морем и мореходством. Также они могли служить геральдическими или декоративными украшениями. Например, скульптуры гиппокампов, удерживаемых тритонами, украшает фонтан Треви в Риме, а перила Благовещенского моста в Санкт-Петербурге декорированы изображениями гиппокампов, разделенными трезубцем Посейдона.
В раннехристианском искусстве в виде гиппокампа иногда представляли гигантскую рыбы, поглотившую пророка Иону. Соответственно, гиппокамп в этом случае символизировал преисподнюю и дьявола.