АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: ГРИФОН, ГИППОГРИФ, ГИППОКАМП

топ 100 блогов nikonova_alina20.10.2023
Вацлав Холлар. Грифон. Иллюстрация 17 в.
Вацлав Холлар. Грифон. Иллюстрация 17 в.

        Окружающий мир казался людям древности (да и сейчас многим кажется) большой загадкой, и для того, чтобы объяснить то, что представлялось непонятным и, следовательно, страшным и непредсказуемым, люди, исходя из собственного еще небольшого исследовательского опыта конструировали всевозможных фантастических тварей, присутствием которых можно было с легкостью объяснить необъяснимое, комбинируя фрагменты хорошо известных животных. Так и появлялись в устных сказаниях, а потом и в визуальном художественном воплощении невероятные существа, в реальности которых люди не сомневались вплоть до эпохи Великих географических открытий.

ГРИФОН

Грифон на фреске Кносского дворца на Крите
Грифон на фреске Кносского дворца на Крите

        Грифон – это существо, у которого передняя часть - голова, лапы с острыми когтями и крылья, белоснежные или золотистые, были орлиными, а корпус и задняя часть – львиными. Считается, что его образ имеет ближневосточное происхождение. Греки полагали, что грифоны вместе с другими фантастическими животными охраняли легендарное золото скифов или золотые прииски Индии. В античности грифон символизировал власть над небом и землей, силу и гордыню.

Геральдическое изображение грифона
Геральдическое изображение грифона

Позднее в Европе грифоны стали очень распространены в геральдике, поскольку символизировали объединенные качества орла и льва – бдительность и отвагу, что придавала им божественную силу. Также они считались хранителями всего божественного.

Статуя грифона в базилике Сан-Марко в Венеции
Статуя грифона в базилике Сан-Марко в Венеции

В христианском искусстве грифон может обозначать двойственную природу Христа, поскольку орел как птица символизирует божественное, а лев как животное – земное. Грифоны часто встречаются в средневековом искусстве в качестве скульптурных украшений, например, статуи грифоны украшают базилику Сан-Марко в Венеции. 

Грифон на средневековом гобелене. ок.1450. Базель
Грифон на средневековом гобелене. ок.1450. Базель

       Однако в некоторых случаях грифон в аллегории может символизировать и гонителей христиан. 

ГИППОГРИФ

Луи Эдуар Риу. Руджиер увозит Анжелику верхом на гиппогрифе. 1824
Луи Эдуар Риу. Руджиер увозит Анжелику верхом на гиппогрифе. 1824

        Гиппогриф был создан фантазией поэтов позднего Средневековья, в частности Лодовико Ариосто. В то время существовала поговорка «скрестить коня с грифоном», берущая начало в текстах Вергилия, которая обозначала невозможность или несообразность какого-то явления. Судя по всему, литераторы восприняли ее как руководство к действию и придумали, как бы мог такой зверь выглядеть в реальности.

Жан Огюст Доминик Энгр. Руджиер спасает Анжелику от морского чудовища. 1819
Жан Огюст Доминик Энгр. Руджиер спасает Анжелику от морского чудовища. 1819

        Согласно описанию Ариосто, гиппогриф родился от грифона и кобылицы, и потому имел переднюю часть тела и крылья как у хищной птицы, а заднюю часть – как у лошади. Гиппогриф обладает исключительной скоростью перемещения и способностью летать вокруг земли и даже на Луну. На нём ездят маги и странствующие рыцари.

Гюстав Доре. Рыцарь Астольф на гиппогрифе. Иллюстрация к поэме Лодовико Ариосто. Неистовый Роланд
Гюстав Доре. Рыцарь Астольф на гиппогрифе. Иллюстрация к поэме Лодовико Ариосто. Неистовый Роланд

        Гиппогрифа, в частности, можно увидеть на полотнах, иллюстрирующих поэму Ариосто «Неистовый Роланд», так как на этом животном ездил верхом языческие рыцари Руджьер или Астольф. В искусстве гиппогриф сам по себе символизирует язычество.

ГИППОКАМП

Скульптура гиппокампа
Скульптура гиппокампа

        Гиппокамп (гиппокампус) – это фантастическое морское животное, передняя часть которого была как у лошади, а задняя – как у рыбы, то есть это была лошадь с рыбьим хвостом. Другое название этого мифического создания – гидриппус, то есть водяная лошадь. Древние греки считали его царем рыб.

Посейдон на колеснице, запряжённой гиппокампусами. Музей изящных искусств в Севилье
Посейдон на колеснице, запряжённой гиппокампусами. Музей изящных искусств в Севилье
Гиппокамп на фонтане Треви в Риме
Гиппокамп на фонтане Треви в Риме

        В античной мифологии гиппокампы могли везти колесницы морских божеств, например Нептуна, Амфитриты или Галатеи, или на них ездили верхом морские нимфы нереиды. В изобразительном искусстве гиппокампы чаще всего появлялись в сюжетах, связанных с морем и мореходством. Также они могли служить геральдическими  или декоративными украшениями. Например,  скульптуры гиппокампов, удерживаемых тритонами, украшает фонтан Треви в Риме, а перила Благовещенского моста в Санкт-Петербурге декорированы изображениями гиппокампов, разделенными трезубцем Посейдона.

 Перила Благовещенского моста (моста лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге
Перила Благовещенского моста (моста лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге

        В раннехристианском искусстве в виде гиппокампа иногда представляли гигантскую рыбы, поглотившую пророка Иону. Соответственно, гиппокамп в этом случае символизировал преисподнюю и дьявола.

Питер Ластман. Иона и кит. 1621
Питер Ластман. Иона и кит. 1621


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предлагаем вам принять участие в очередном этапе экспериментальных акций под общим названием «Юбилейный марафон», приуроченных к 15-летию компании. Новый этап акции посвящён немецким тяжёлым танкам. С 1 июня 10:00 (МСК) до 15 июня 9:30 (МСК) вас ожидает: Скидка 30% на покупку ...
Максим Александрович Суханов (род. 10 ноября 1963, Москва) — советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, продюсер, театральный композитор. Дважды лауреат Государственной ...
Муж не любит ужинов без мяса/птицы/рыбы. А недавно он уехал на два дня по делам, и я ужинала одна. И сделала себе драники без ничего! И было так вкусно! Драники, жареный карамелизованный лук, и сметана! И никакого мяса! ...
Картинка кликабельна. ...
Интересное метафорическое сравнение приходит мне в голову. Вся ситуация, которая сложилась в Европе, к сегодняшнему дню, можно сравнить с десятью казнями египетскими, которые наслал Всевышний на египтян за отказ освободить сынов Израилевых... ...