Патриаршее толстовство
diak-kuraev — 25.07.2016 "Какова же во всем этом роль веры? А вера этот нравственный закон, закон совести, который Бог положил в сердце каждого человека, выражает в категориях человеческой мысли. Можно сказать, что вера артикулирует нравственный закон, Богом вложенный в человеческую природу. Об истинности веры можно судить именно потому, насколько вера выражает в рациональных человеческих категориях Богом определенный нравственный закон бытия"http://www.patriarchia.ru/db/text/4571243.html
Вера выражает закон совести? Эта формула годится для "естественного богословия" , но она не вбирает в себя собственно христианскую откровенно-догматическую веру.
закон - в том числе закон совести - никого не довел до совершенства. Вера, формулирующая совестные импульсы, по своему содержанию останется если не языческой, то до-откровенной (как в мире "Властелина колец").
Кроме того, почему нравственную рефлексию и этическую мысль надо называть верой? Это можно по старинке по аристотелевски именовать просто этикой.
ну а выдвигать в качестве истинности религии ее соответствие совести - это триумф Льва Николаевича.
***
Далее слышим:
"в язычестве нравственный закон немыслим. Опыт язычества — это опыт жизни вне нравственного закона".
Простите, Ваше Святейшество, но это уже невежественная и злая глупость. Противоречащая и истории и высокой этической культуре античных язычников - христиан до Христа. И словам ап. Павла о как раз неверующих но судимых по тому нравственному закону, что у них все таки есть.
Свяйо Николай Японский говрил: "Не знают еще японцы Истинного Бога, но “естеством законное творят”. Три доселешние няньки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто - честность, буддизм - взаимную любовь, конфуционизм - взаимное уважение. Этим и стоит Япония" (св. Николай Японский. Запись в дневнике 4.3.1901 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 2. - Спб., 1996, с. 25).
Можно ли назвать безнравственной китайскую конфуцианскую цивилизацию?
... А я еще помню, что в наших официальных проповедях 1988 года было принято подчеркивать, что нравственный закон древнерусского народа был высок и именно потому принятие христианства прошло мирно и быстро.
***
"Конечно, у людей сохранялось нравственное чувство, потому что Бог нас создал такими, но вера это нравственное чувство никак не поддерживала, — напротив, раскрепощала внутренние инстинкты".
Язычество бывает разным. Разве идея кармы раскрепощает инстинкты?
И разве нигде в язычестве нарушение клятвы воровство или убийство не считается деянием, вызывающим гнев богов?
"Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом, то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когда учим что души злодеев и по смерти имея чувствование будут наказаны, а души добрых людей свободны от наказания, то мы говорим то же что и философы" (св.Иустин Философ. Апология 1).
Вообще именно в этике отличия учений церковного и лучших из языческих мудрецов малы. Но христианство способно давать благодатные силы для исполнения высших заповедей.
***
"святые отцы единогласно считают, что идолы суть диаволы".
Нет у святых отцов такой мысли. У многих из них есть суждение о том, что идолослужение есть диавольское порождение. Но это все же иная мысль. И нет единомыслия у Отцов в том, считать ли поклонение идолу именно сатанизмом.
Когда в некоем спектакле о крещении Руси кудесник воскликнул "Слава, сатана!", св. Филарет возразил: "Чтители Перуна и Белбога не славят сатану именно" (свят. Филарет, митроп. Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 173).
|
</> |