Патриарх пугает студентов засохшими огрызками совпропаганды
diak_kuraev — 30.10.2023"Когда я слышу английскую речь молодых людей, которые ради каких-то утилитарных целей стремятся, как они говорят, как можно быстрее «свалить из Рашки», я думаю: какой же это кошмар, какой же это образ русского человека там, за рубежом! Безграмотные люди, единственная цель которых — повысить свой уровень потребления. Чаще всего ничего подобного не происходит, но есть такая дурная мечта, связанная, конечно, со слабостью интеллекта, с отсутствием культуры и воспитания, с обезьянничеством, с подражательством. Действительно, такого рода публика руководствуется принципом «там хорошо, где нас нет», а потом приезжает туда, где «нас нет», а там, оказывается, совсем не так, как предполагалось. В одну дверь, в другую, в третью — ничего не получается! Начинается ностальгия, и чаще всего эти ностальгирующие русские приходят к дверям наших православных храмов — помощь попросить. Мы не отказываем, если есть такая возможность. Или поплакаться — тоже не отказываем. Но как же тяжело смотреть на этих людей! Чаще всего они возвращаются, но иногда остаются и опускаются на очень низкий социальный уровень. И чем богаче страна, тем сильнее и мучительнее переживают эти люди свою неудачу: всё бросили, думая «нас примут; особенно если мы два-три слова против России сказали, значит, мы уже вроде как свои». А никто обычно не принимает. Принимают талантливых людей, которые могут причинить стране нашей большой вред, а прочих господ-товарищей никто не принимает, и скитаются бедняжки по дорогам Европы и Соединенных Штатов.
http://www.patriarchia.ru/db/text/6071008.html
1. Да, это классика советских телеэфиров 70-х годов. Обычно на роль «раскаявшегося эмигранта» находили еврея (ибо и целевая аудитория этой пропаганды была советско-еврейская). По тем стандартам очень важно было всячески занизить мотивы отъезда. Мол, из нашего советского рая могут бежать только «колбасные эмигранты».
2. Патриарх врет, говоря, будто ему «тяжело смотреть на этих людей». Оставим в стороне вопрос о том, есть ли вообще у него чувство эмпатии. Но он уже много лет невъездной в Европу и США. Так видеть «этих людей» он просто не может. Да и когда мог — к его приезду попрошаек убирали от храмов, и у него не могло быть общения сними, а значит, и слышания их рассказов.
3. Я вот тоже был в немалом количестве зарубежных храмов. И нигде не видел именно русских попрошаек у храмов.
4. Во всем мире люди обычно вспоминают о Боге в какой-то своей личной нужде.
5. В зарубежный храм люди обращаются за помощью (не столько финансовой, сколько коммуникационной) обычно не после попыток «В одну дверь, в другую, в третью», а в начале своего эмигрантского пути. Просто в поисках круга людей, уже освоившихся в этой новой для мигранта стране, и потому способных помочь советом и переводом.
6. Плохой запах исходит от этой речи еще и потому, что она обращена к студентам, да еще к студентам, профессионально изучающим иностранные языки. То есть к той группе, у которой как раз наибольшие шансы нормально пройти пересадку на новую почву. Это взрослым и пожилым людям сложнее. Для них и в самом деле чаще всего эмиграция это проседание в их социальном статусе. Но статус студента прост: его еще гибкий ум, голова, большой объем свободной памяти всегда с ним.
|
</> |