И вновь о не-виновности патриарха Кирилла
diak_kuraev — 27.10.2023
Не первый год я говорю: надо отойти от просопографии и перейти к культурологии. Дело не в личностном «выборе» некоего человека, а как раз в его не-выборе, в том, что он намертво впаян в матрицу поведения, заданную былыми столетиями и предшественниками.
Не Кирилл такой, а историческое православие такое.
Вот ноябрь 1534 г. Идет заседание Боярской думы с участием Ивана IV и его матери Елены. Иван IV еще не Грозный. Ему 4 годика.
Летопись говорит,что малыш а) велел привести митрополита к нему; б) изложил митрополиту «королевы неправды» (посылка королем своих воевод «на христианство», «наведение» татар и пролитие «крови христианской»); в) поведал митрополиту о своем решении послать воевод воевать литовские земли
В ответной речи митрополит Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, «рече великому князю: вы, государи, православные пастыри христианству. Тобе, государю, подобает христианство от насилия боронити, а нам и всему вселенскому собору за тебе государя и твое войско Бога молити, а зачинающего рать погубляется, а в правде Бог помощник»(Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. 8. Спб., 1859, сс. 287—288).
Вот он — чистейший цезарепапизм: «вы, государи, православные пастыри христианству».
Следствием цезарепапизма является отказ митрополита от труда по нравственной оценке военно-политических действий государя.
Из зимнего похода московские воеводы вернулись с большим «полоном» («наполнися земля вся Руская полону литовского»[Псковская I летопись // Псковские Летописи. Вып. 1. С. 106]), оставив за собой сожженные села и посады, но не удержав ни пяди земли.
***
Митрополит Даниил прекрасно показал, что такое митрополия в руках князя. В мае 1537 года во время поднятого кн. Андреем Старицким мятежа Даниил угрожал удельному князю в случае неявки в Москву отлучением от Церкви, гарантируя ему безопасность. Однако на следующий день после прибытия в Москву удельный князь был арестован.
При Данииле дважды на Соборах (в 1525 и 1531) были осуждены преп. Максим Грек и его сотрудники по книжной справе. Одно из главных обвинений: Максим Грек не признавал московский автокефальный раскол (Максим говорил, что своим самочинием московские епископы «во всем христьянстве смуту великую» учинили).
Постниковскоий летописец ( сер. XVI в.) говорит,что Даниил«учал ко всем людем быти немилосерд и жесток, уморял у собя в тюрьмах и окованых своих людей до смерти, да и сребролюбие было великое» (ПСРЛ. Т. 34. С. 26)
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
Царевич Алексей Романов, 1916
Маргиналы усих краин, до Бандеры гоп!
Фото от denis.ark: Серия про лебедей #осеньвдеталях
Пятничная болталка #11
С праздником тебя, ув. Россия
Любите тушёнку?
В какой знаменитой киносцене кошка появилась случайно?

