О преданиях и запретах
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Сейчас Дионисий Шленов, преподаватель МДА, на патриаршей службе в авторской и красивой проповеди сказал, что «монахи сохранили священное предание, к которому нельзя ничего нельзя прибавить или добавить. И в Синодике (Торжества) православия было сказано о том, что тот, кто искажает предание к нему что-то прибавляя или убавляя, да будет отлучен от церкви»
https://www.youtube.com/watch?v=Q725eZfZR-Uк
Ну, во-первых, «синодики» это не вероучительные тексты. Это всего лишь пояснения к празднику, которые, вдобавок, давно уже перестали зачитываться в храмах, став украшением монастырских трапез. Кстати, нередко эти синодики полны самым замечательными фантазиями. И сами эти синодики ведь появлялись, менялись и исчезали. И даже синодик службы Торжества Православия вовсе не современен самому событию. И сам он нигде и никем соборно не утверждался.
Во-вторых, привычка в любом богослужебном тексте (а тем более во вне-богослужебном комментарии, присоединенном к богослужебной книге) видеть несокрушимое и вечное предание, «предел православия» это опасная ошибка. Русский раскол 17 века тому свидетель.
В-третьих, запрещая что-то менял и дополнять, надо было бы предъявить полный текст того, что же является неизменным. Но нигде в православном мире вы не найдете сборника всех преданий. Нет «Библии старцев».
В-четвертых, запрет на обновление преданий означает запрет на действие Бога в истории. Вот до дня написания этого синаксаря Дух действовал, а потом — все, замолчал. Но тогда и все или почти все предания (оговариваюсь, ибо не знаю время написания этого синаксаря — до или после Крещения Руси) РПЦ надо запретить как слишком поздние.
Жаль, что вот это самовлюбленное монашеское токование и самовоспевание отключает элементарную критичность даже у хороших преподавателей даже Академии.
|
</> |