Патриарх Кирилл и Наполеон. ч. 15. Ну, иконами, так иконами.

топ 100 блогов diak_kuraev04.09.2023

Базовая церковная сказка про войну 1812 года изложена владимирским митрополитом Тихоном Емельяновым.

"В войска приносится Казанская икона Пресвятой Богородицы. Молился перед ней Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов и все наши воины, и наступает перелом в этой битве»[1].

Или: «Широкое почитание на протяжении веков Казанской иконы Божией Матери в России — это значимое культурно-историческое явление. Без обращения к изучению этого феномена остается неполным представление об отечественной истории, важные страницы которой связаны с чудотворным Казанским образом и требуют не только духовного осмысления, но и научного исследования. Это и явление в 1579 году во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы[2], и победа в Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года»[3].

На самом деле с войсками была не Казанская, а Смоленская икона. К Казанской заходил лишь сам Кутузов перед отъездом из Петербурга.

Но Казанскую к 1812 году патриарх привязывает вот так:

"Ровно через 200 лет — как хотите, так и думайте об этом, день в день — произошло другое событие. Именно в этот день войска под командованием генерала и атамана Платова и генерала Милорадовича дали бой арьергарду Наполеона и отбили у него обозы с награбленным. После этого Наполеон уже не спокойно уходил из России, а бежал, как преступник от возмездия. Уже не было сил никого грабить, Наполеон ноги уносил, а сокрушительный удар по наполеоновской армии совершился именно в этот день"[4].

Осенняя Казанская это 4 ноября по новому стилю. Наполеон оставил Москву за месяц до этого – 9 октября н.ст. Битва за Малоярославец – 12 октября н.ст. С этого дня начался уход Великой Армии. "День в день", то есть 22 октября (3 ноября) 1812 года – Вяземское сражение. Первая определенная победа русской армии. Да, это был первый бой той кампании, когда французы потеряли значительно больше солдат, чем русские (7000 против 1800; в число французских потерь входят 3000 пленных - это был раненые, вывозимые из Москвы). После него и в самом деле многое изменилось: ибо в ночь после боя ударил первый мороз, причем сразу минус 18. Но при чем тут "обоз с награбленным"? Почему такое патриаршее внимание именно обозу?

И удар вовсе не был "сокрушительным". Шести корпусам Милорадовича не удалось отрезать единственный арьергардный корпус Даву, чем был крайне недоволен царь Александр:

"Вы имѣли всю удобность ускорить непріятеля въ его отступленіи подъ Вязьмою и тѣмъ отрѣзать по крайней мѣрѣ тремъ Корпусамъ: Даву, Нея и Вице-Короля, сражавшихся подъ симъ городомъ. Имѣвъ столь превосходную легкую Кавалерію, Вы не имѣли довольно отрядовъ на Смоленской дорогѣ, чтобы быть извѣщену о настоящихъ движеніяхъ непріятеля; ибо въ противномъ случаѣ Вы бы увѣдомлены были, что 17-го числа Наполеонъ съ Гвардіею своею уже прошелъ Гжатскъ.

Нынѣ сими упущеніями Вы подвергли Корпусъ Графа Витгенштейна очевидной опасности, ибо Наполеонъ, оставя предъ Вами вышеупомянутые три Корпуса, которые единственно Вы преслѣдуете, будетъ въ возможности съ Гвардіею своею усилить бывшій Корпусъ Сенъ-Сира и напасть превосходными силами на Графа Витгенштейна. Обращая все вниманіе на сіе столь справедливое поясненіе, я напоминаю Вамъ, что всѣ несчастія, отъ сего проистечь могущія, останутся на личной Вашей отвѣтственности"[5].

Впрочем, и Наполеон был недоволен тем, что русский корпус, вставший между корпусами его армии, не был пленен.

Этот бой показателен тем, что все успехи по ходу кутузовского «контрнаступления» - это атаки на марше, попытки отрезать те или иные французские части. Разбитый под Аустерлицем Кутузов был готов сразиться с наполеоновскими маршалами поодиночке, но не с самим корсиканцем. И даже перейдя границу Российской империи, он ворчал: «Самое легкое дело – идти теперь за Эльбу, но как воротимся? С рылом в крови!»[6]. Последовавшие вскоре неудачи русско-прусской армии под Лютценом (2 мая), Бауценом (20 мая) и русско-прусско-австрийской армии под Дрезденом (26 августа) показали, что у Кутузова были основания для опасений.

А история Смоленской иконы ставит серьезный религиозный вопрос: почему не спасают свои собственные святыни?

В Смоленске были две Смоленские иконы Богоматери. Одна – т.н. «мономаховская», древняя. Она была в соборе, и в 1812 году заранее была вывезена в Москву. С ней ходил крестный ход вокруг самой Москвы; утрачена в советские годы. Вторая икона – т.н. «годуновская», написанная на самом деле не в годуновской Москве, а в самом Смоленске в начале 17 века. Она была надвратной и находилась в крепостной стене города, смотрящей на Запад («Днепровские ворота»).

Именно надвратный список Смоленской иконы был на Бородинской поле в 1812 году. Не могу не заметить, что это была довольно странная и неочевидная идея: вынести к русской армии икону из города, который традиционно оберегавшая его икона уберечь уже не смогла. И треть русской армии полегла «в день Бородина» (причем тысячи выживших, но раненых потом заживо сгорели в московском пожаре[7]). В общем, ни Смоленск, ни Москву древний смоленский образ в 1812 не сохранил. А потом и сам не сохранился...

Впрочем, кто кого охранял - вопрос сложный. В 1812 году целый батальон дивизии Коновницына был выделен на охрану Смоленской иконы, возимой с войском[8]. После сдачи Смоленска хранилась в 1-й батарейной роте полковника Василия Глухова (3 пехотная дивизия)[9]. Изначальная Казанская икона Божией матери, также назначенная в хранительницы России, тоже не смогла сохранить себя - и в ночь с 28 на 29 июня 1904 года была похищена из стен Казанского Богородицкого женского монастыря (не найдена до сих пор).

Под немецкой оккупацией 1941 года служба в смоленском соборе возобновилась Первой 3 августа 1941-го во вновь открытом соборе состоялась молитва по лютеранскому чину для офицеров вермахта. Ha этой службе присутствовал командующий группой армий Центр фельдмаршал фон Бок. Затем, до сентября, там служили католические капелланы вермахта. Во время подготовки к этой службе храм прибирали и среди мусора и обломков нашли «надвратную икону», которую и поместили на место пропавшего «мономаховского» образа[10].

1 сентября 2013 года в Смоленске Патриарх Кирилл внес нечто новое в историю этой иконы:

«Наши благочестивые предки в годы немецкой оккупации горячо молились Богу. Тогда не было неверующих людей, тогда не было клеветников на Церковь. Тогда маршал Жуков, освободив город Смоленск, пришел и стоял на молебне в нашем Успенском соборе пред иконой «Одигитрия»»[11].

Источником для столь странного утверждения, скорее всего, было упоминание (увы, не публикация) рапорта протоиерея Тимофея Глебова уполномоченному Совета по делам РПЦ по Смоленской области Н. Л. Митину в книге иеромонаха Серафима Амельченкова. Глебов, который всю оккупацию прослужил в Смоленском соборе, испытывал острую потребность в самозащите, и в своем рапорте от 30 апреля 1945 года. Мол, я служил не только фон Боку, но и Жукову.

Глебов уверял, что 2 октября собор посетил генерал Бурденко, а 9 октября - генерал Жуков[12].

В интернете (даже в самых чудообильных и про-сталинистских сборниках) мне не удалось найти рассказов об этом молебне с Жуковым. Смоленск был освобожден в результате смоленской операции, проходившей в период с 7 августа по 2 октября 1943. Сам город - 25 сентября. В операции участвовали войска Западного фронта (командующий генерал армии В. Д. Соколовский) и левого крыла Калининского фронта под командованием генерал-полковника А. И. Ерёменко. Жуков в это время координировал действия Воронежского и Степного фронтов в ходе Черниговско-Полтавской операции.

Указанная Глебовым дата 9 октября тоже никак не подходит С 1 по 13 ноября 1943 г. проводилась Киевская наступательная операция, где Жуков был представителем Ставки на1 Украинском фронте. Сам Киев освобожден 6 ноября, далее наступление дошло до Житомира, но 10−11 ноября у Фастовца начались первые серьёзные контратаки немецких танковых дивизий (об этом в 1985 году был снят фильм «Контрудар»). С 27 сентября и до завершения Киевской наступательной операции Жуков неотлучно находился у Ватутина.

Когда я указал на эту патриаршую нелепицу, в мой блог зашел лучший современный знаток Великой Отечественной Алексей Исаев и подтвердил отсутствие каких бы то ни было подтверждений этой байке[13].


[1] http://www.eparh33.ru/news/Slovo_Visokopreosvyaschenneyshego_mitropolita_Tihona_v_den_prazdnovaniya_Kazanskoy_ikoni_Bozhiey_Materi/

[2] Серьезный казанский церковный историк П. Гайденко сказал так: «Так что же смущало власти? Во-первых, с девушкой Матроной в видении разговаривала икона, а не Пресвятая Богородица. Данное обстоятельство шло вразрез с тысячелетней практикой церкви, небезосновательно усматривавшей в подобном признаки прелести. Во-вторых, настойчивость девицы и её рассказы были опасны в условиях, когда город пережил ужасный пожар. Возникала угроза бунта на религиозной почве. Чудо ещё необходимо было истолковать. В-третьих, сама десятилетняя Матрона испытала экстатические состояния, бросавшие на неё тень кликушества. В итоге, в действиях власти просматривается ничто иное, как религиозное здравомыслие и следование каноническим нормам своего века. Примечательно, что дальнейшая судьба девушки была предрешена – она была отправлена в монастырь. По сути, с Казанской иконой возникает прецедент особого почитания «говорящих» образов» (Гайденко П.И. Почему не поверили Матроне? (ещё раз об обстоятельствах обретения Казанской иконы божией матери) // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Казань, 19–21 июля 2016 г. Казань, 2016, с.36. А вот как он был услышан: «На одну из конференций в Казань приехали москвичи бодаться с нами на данную тему. Один из них в своем выступлении заявил, что не было явления Божией Матери в Казани. Мы все сильно удивились: почему же?! Он объяснил это тем, что явилась не Божия Матерь, а икона. Вот тут в зале начался хохот. Потому что все знают, что Богоматерь является даже голосом, а уж в иконе всегда» (Дмитрий Хафизов: «Папа просил посетить Казань как простой паломник!» 22 Апреля 2021  https://www.business-gazeta.ru/article/487429).

[3]Патриаршее приветствие участникам конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» 19 июля 2016 года http://www.patriarchia.ru/db/text/4567137.html

[4] Слово 4 ноября 2021 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/5858980.html

[5] https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/26/%D0%94%D0%9E

[6] Шильдер Н. К. Император Александр I, его жизнь и царствование. т. 3, СПб., 1898, с. 142.

[7] Клаузевиц, который в те дни служил в корпусе Уварова и во время Бородинского сражения участвовал в рейде на французский фланг в русской военной форме, писал: «Когда мы проходили, улицы были полны тяжелоранеными. Страшно подумать, что большая часть их – свыше 26 000 – сгорела» (Клаузевиц К. 1812. М.,1937, с. 214).

[8] История этой иконы в 1812 году описана тут: http://e-vestnik.ru/analytics/smolenskaya_ikona_1812_5593/?m=print. В целом о ее истории я писал тут https://diak-kuraev.livejournal.com/752883.html

[9] Еще до начала войны 26 апреля 1812 г. Александр I объявил ему выговор за беспорядки в бригаде, и по этой причине он был переведен с понижением вместе с батарейной ротой № 1 под начальство командира 3-й артиллерийской бригады подполковника Федора Григорьевича Торнова" (http://adjudant.ru/cadet/062.htm.)

[10] Амельченков В. Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006, сс. 81 и 85-89

[11] http://www.patriarchia.ru/db/text/3200694.html

[12] Там же, с. 132

[13] https://diak-kuraev.livejournal.com/517679.html?thread=134745903#t134745903 . В упомянутой книге на с. 119-121 пересказывается и такая байка (правда, автор относит ее к декабрю 1941 года):

«Один из протоиереев смоленского Успенского собора, смеясь, рассказывал мне любопытный эпизод. «Сентябрь 1943 года. Началось отступление гитлеровцев и наступление Советской Армии… И вот из штаба дивизии поступает телеграмма в Ельню, только что освобожденную нашими войсками, к командующему частью полковнику, освободившему город».

Стоп. Один полк освободил Ельню? 

Это Ельнинско-Дорогобужская операция. В направлении основного удара на Ельню были задействованы 10 гв. армия под командованием генерал-лейтенанта К.П.Трубникова, 21-ая и 33-ая общевойсковые армии, под командованием генерал-лейтенантов Н.И.Крылова и  В.Н.Гордова. Для развития успеха днем 30 августа в зону прорыва был введен 6-й гвардейский кавалерийский корпус и 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус. Шести наиболее отличившимся в боях частям и соединениям были присвоены почётные наименования «Ельнинские».

Еще один стоп-знак: из штаба дивизии в штаб полка никаких телеграмм в ту войну просто не посылали. Была телефонная связь, посыльные и иногда радио связь.

Слушаем дальше: «из штаба дивизии поступает телеграмма: срочно открыть храм, найти священника и служить благодарственный молебен о победе и произнести многолетие великому вождю народов – товарищу Сталину. На молебне лично присутствовать»».

Стоп. Ельня освобождена 30 августа. Переломная встреча Сталина с митрополитами имела место 4 сентября. До этого никакие контакты с церковниками были невозможны. Так что «в Ельне, только что освобожденной» такого быть не могло.

«Снова телеграмма. Открыть храм, найти священника, возгласить многолетие Сталину. О совершении молебна доложить в штаб. За неповиновение – полевой суд». Срочно и лично едет полковник, - торжественно, на «виллисе» - на улицу Урицкого к попу».

В Ельне не было улицы Урицкого.

«Заходит в дом, а священник, которому было уже за восемьдесят, окаменел совсем. Решил, что раз приехали военные, то немедленно повезут его расстреливать. «За что – и сам не знаю, - признавался он потом, - с немцами вроде бы не сотрудничал, да и не служил лет тридцать… так, плотничал помалу, пока мог».

1943 минус 30…Выходит, батюшка перестал служить году так в 1913-м, еще при царе.

«Да вы что, онемели? – начинает сердиться полковник. – Завтра служить надо, уже и листовки развесили!»

В только что освобожденном городе в штабе всего лишь полка была типография, где напечатали листовки с приглашением на молебен? Не верю…

«А отец Василий потом получил и награду – орден Красной Звезды, которым очень гордился и всегда его носил и завещал похоронить себя с орденом… Такие вот были дела, - закончил свой рассказ протоиерей смоленского собора».

В общем, не стоит верить сказкам протоиереев смоленского собора. Удивительно, что автор книги о смоленской епархии даже не делает попытки установить – а был ли в ней поп Василий, награжденный орденом Красной звезды…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это отложенный пост. Когда многоуважаемый козел Фрэнк соизволит выдавить его в эфир - х.з. Надеюсь, не к ноябрю. И лишь бы кат не сломал. А то под катом фотки. Немного. 58 13-ть штук. Но не хотелось бы порвать вам ленту. Отложен платеж пост по причине ...
Интересно получается. На иноСМИ появился перевод части статьи «Видеть женщину как объект: необъективное восприятие сексуально привлекательных частей тела» ("Seeing women as objects: The sexual body part recognition bias"), опубликованной в журнале European Journal of Social Psychology, ...
Какой же Я - УМНИЧКА ... ЛАПОЧКА и просто ПРЕЛЕСТЬ. Чой-то ваще не брутально вышло. Ну да ладно. ...
Уже неделю как тянет подвести рукодельные итоги, но все никак не могла собраться сфотографировать. И вот наконец. Фотографии, правда, частично на телефон. А то с фотоаппаратом надо разводить историю с треногой, что усложняет процесс. Итак первыми пойдут вязаные готовые вещи. Спасибо ...
16 декабря 533 года византийская армия под командованием архистратега Велизария разгромила у городка Трикамарум, что неподалеку от Карфагена, армию королевства вандалов. Последний вандальский король Гелимер бежал, примерно год скрывался в горах, но был окружен, взят в плен и доставлен ...