Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого

топ 100 блогов lebedinsky226.08.2021
Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого

Для современного человека бригантина, идущая по волнам под полными парусами, ассоциируется со свежим ветром странствий и романтикой приключений. Мало кто задумывается сегодня, как был устроен быт моряков деревянного флота. На самом деле жизнь людей на парусных кораблях была преисполнена суровой прозой жизни и необходимостью приспосабливаться к экстремальным и стесненным условиям, где все было не так, как на суше. Все, в том числе такое важное и приземленное как туалет.

Носовые фигуры кораблей часто представляли собой настоящие произведения искусства. Резные Нептуны, русалки или фантастические звери, гордо скользящие над пенными волнами, смотрелись невероятно пафосно и были узнаваемыми особенностями парусников. Но мало кто знает, что «носовые» фигуры у флотских назывались «гальюнными» и, кроме эстетической нагрузки, выполняли самые что ни на есть приземленные функции.

Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого

Гальюны, то есть корабельные туалеты, в 16–18 столетиях находились в двух местах. Экипаж и пассажиры использовали для отправления естественных нужд нос корабля, а капитан и офицеры – специально оборудованное место на корме. Так что резная фигура на носу парусника, навевающая романтичные мысли – это всего лишь декоративное украшение носового гальюна.

Носовая часть боевого корабля «Ваза», построенного в 1628 году в Стокгольме
Носовая часть боевого корабля «Ваза», построенного в 1628 году в Стокгольме

Посмотрите как устроен нос шведского военного корабля «Vasa», который удалось поднять со дна моря почти не поврежденным. Квадратные деревянные короба – это своеобразные унитазы, а деревянная обрешетка выполняла роль писсуаров, давая нечистотам свободно стекать в море.

Чтобы справить нужду, мореходу приходилось отправляться на нос корабля и влезать на неудобный деревянный «трон». При этом от стихии его отделяли хлипкие поручни или даже канаты. Место, где качка была особенно сильна, было одним из самых опасных на борту и волны нередко смывали несчастных за борт. В таких случаях спасение было возможно лишь в том случае, если человека за бортом своевременно замечали и бросали ему канат. Вплавь догнать судно, идущее под парусами, было невозможно.

Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого

Из-за этого неоправданного риска моряки очень не любили носовые гальюны. Да и путь к ним мог быть совсем неблизким, особенно на многопалубных военных кораблях. Поэтому матросы и пассажиры норовили решить свои проблемы в укромных уголках, которых на любом паруснике было с избытком.

Такие небольшие хитрости становились серьезной проблемой в условиях открытого моря, где антисанитария могла в любой момент стать причиной вспышки инфекционной болезни. Поэтому за соблюдением правил следили, а тех, кто делал кучи на пушечных палубах и в трюмах отлавливали и нещадно пороли линьком в присутствии всей команды.

На небольших парусниках отхожее место могло выглядеть так
На небольших парусниках отхожее место могло выглядеть так

В российском морском уставе образца 1720 года обязанность наблюдения за санитарным состоянием корабля была возложена на профоса. Это должностное лицо заведовало арестантами, телесными наказаниями и чистотой на борту. Он выслеживал виновных в вероломном нарушении правил и карал их по всей строгости морских законов. Но даже опасность быть выпоротым и посрамленным не мешала некоторым справлять нужду в самых неожиданных местах.

А вот старшие чины гальюнами на носу не пользовались. Условия жизни господ флотских офицеров и знатных пассажиров были не в пример лучше, чем у рядового экипажа. Проживали они на корме, в просторной кают-компании, а с середины 18 века и вовсе в отдельных каютах. Им было дозволено иметь прислугу, некоторые предметы роскоши и пользоваться относительно комфортными и безопасными туалетами.

Штульц американского фрегата «Constitution»
Штульц американского фрегата «Constitution»

На корме корабля располагались штульцы – свесы, внутренний объем которых использовался для самых разных нужд. В такой застекленной «лоджии», нависающей над волнами, хранили навигационные приборы и там же, в особом огороженном уголке находился офицерский туалет.

На больших парусных кораблях штульцы могли быть двухэтажными – на нижнем уровне в таком случае находилась кабинка гальюна, а на верхнем могла стоять ванна для капитана. В помещениях кормы было тесно и даже при небольшом волнении солидно болтало, но там человек хотя бы не рисковал жизнью, решая свои обыденные проблемы.

Гальюн капитана в штульце фрегата «Constitution»
Гальюн капитана в штульце фрегата «Constitution»

Безопасный туалет был одной из основных привилегий офицеров на парусном флоте, где создать какие-либо удобства, даже для капитана, было совсем непросто. Эпоха пара все изменила – плаванья стали более безопасными и комфортными и на пароходах уже даже для рядовых матросов были предусмотрены закрытые гальюны.

Источник

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Русская традиция штурмом брать Зимний дворец была заложена 25 ноября 1741 года. Как и 176 лет спустя, решающую роль в этом сыграла гвардия — только не Красная, а Императорская. Зимний дворец в те времена выглядел так. Но для того чтобы лучше понять суть произошедшего тогда ...
Город Сан-Карлос-де-Барилоче — туристический центр и горнолыжный курорт — без туристов во время карантина осенью и зимой 2020 года. Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=pfpf39c6HIg ...
Бог шельму метит, помните? Вот и военных украинских частей, которые после аннексии Крыма перешли на службу в Россию, братская-соседняя пометила, а именно - в личном деле каждого из таких "героев" разместила пометку - "склонный к измене Родине". В ближайшее время все военные, слу ...
Статью пишу быстро, так как неуверен, что смогу дописать :-) 19-20 декабря свет в моем симферопольском доме отключался два раза, в общей сложности более чем на 13 часов. Причем, эти 13 часов пришлись не на время сна. На мой взгляд, для веерных отключений по графику это многовато :-) Но ...
                   ...Представьте себе, что в  один прекрасный день вы снимаете телефонную трубку. И слышите радостный голос шапочного знакомого, о котором вы уже и думать давно забыли:   &n ...