«Партия власти»
sapojnik — 18.12.2012 Дополнение к «Трем дискурсам»После того, как я представил системный взгляд на три основных силы в российской политике, некоторые читатели остались не вполне удовлетворены: им не понравилось, что без освещения осталась еще одна сила, то есть, собственно, сама власть. Я поначалу не хотел об этом писать – полагая, что реальная российская власть попросту не имеет отношения к публичной политике. Она находится вне ее – в этом, собственно, и есть главный парадокс. «Кащеева смерть в яйце», а где то яйцо…
Но потом подумал и решил, что, наверно, был неправ, а читатели, наоборот, правы: пусть самой власти в публичном поле нет, но ведь «партия власти» точно есть! Значит, надо и ее охарактеризовать, вписать в систему. Что ж, восполняю пробел.
Общая картина
Для начала напомню основные идеи прошлых частей. В качестве трех основных действующих сил российской политики я, не претендуя на оригинальность, обозначил либералов, «красных» и «коричневых». Также можно вести речь о трех основных дискурсах – либеральном, «левом» и националистическом.
Основной потребитель всех трех дискурсов – российский обыватель, он же «постсовок» - то есть человек, глубоко травмированный, в том числе через поколения, 70-ю годами социалистического процветания. Основной «товар», который предлагают обывателю политические игроки – это защита. Дело в том, что постсовок ясно видит три основных угрозы своему благополучию и самой жизни: это Чиновник, Бизнесмен и Нацмен.
Так вот: либералы специализируются на том, что обещают защитить постсовка от всевластия чиновника, «левые» клянутся дать укорот бизнесменам, а «нацики» всех мастей сулят, что «загонят обратно в кишлаки» всех нацменов. Все три предложения находят спрос, так как обыватель боится всех, а главное – благодаря особенностям постсоветского государственного устройства – не только чувствует себя, но и объективно является совершенно беззащитным в социальном смысле.
Очевидно при этом, что все три указанных политических силы ущербны в том смысле, что не абсолютны: будучи доведены до логического предела, их идеологии предстают не в виде идеала, а в виде антиутопии. Например, либералов принято попрекать тем, что они призывают фактически к уничтожению государства как такового – ведь что такое государство без чиновников? Обыватель чиновников не любит, но и совсем без них ему тоже как-то неуютно. Точно так же большинство хорошо себе представляет, к чему может привести бескомпромиссная «борьба с буржуями» - примеры сталинского ГУЛАГа, Кампучии Пол Пота и современной КНДР на слуху. Ну и о том, к чему приводят нацистские призывы к «сохранению чистоты расы», тоже пока не все забыли.
Поэтому в постсоветской России спрос на указанные три «защиты» постоянно конъюнктурно колеблется, в зависимости от того, чье засилье кажется на данный момент обывателю особенно нестерпимым. Можно выделить несколько периодов: так, в конце 80х – начале 90х особенный пик спроса был на либералов, так как обыватель устал жить в тотально забюрократизированном государстве под абсолютной властью коммунистических функционеров. После победы либералов в 1991 году государство начало стремительно разваливаться, государство как при отливе, ушло разом из самых разных сфер жизни – и обыватель быстро взвыл. Поэтому сразу после 1991-го спрос на либералов начал резко сужаться, и это логично: их «товар» был невостребован, чиновники по всей стране пережили падение влияния, бояться их почти перестали, сам чиновничий аппарат был полностью деморализован.
Зато, как грибы после дождя, в большом количестве после 1991 года стали появляться бизнесмены, «красные пиджаки». Очень быстро уже они напугали обывателя до колик – поэтому на фоне утраты либералами своих позиций резко поднялись коммунисты: их «товар» - борьба с буржуями – находил стабильный и растущий спрос.
Все 90-е прошли под знаком борьбы между слабеющими либералами и крепнущими коммунистами. И лишь в «нулевые», когда в европейскую часть России переехало в поисках работы и лучшей доли некое критическое количество мигрантов из республик Средней Азии, Кавказа и Закавказья – начали оформляться как заметная сила националисты. На их «товар» тоже возник спрос – обыватель стал все больше опасаться «нацменов» и стоящих за ними диаспор.
Параллельно шло всемерное укрепление «вертикали власти», ползучая национализация и централизация. В результате Россия почти вернулась к привычному состоянию всевластия чиновников – и, естественно, на этом фоне снова начали, и весьма быстро, расти акции «либералов». «Протестная зима» 11-12 гг. показала текущий расклад политической конъюнктуры: на первых ролях – либералы, «красные» сохраняют влияние, нацисты остаются третьими, но их влияние растет.
Вопрос – а что же тогда «партия власти»? Она-то с кем борется и кого от кого защищает?
Товар «партии власти»
До сих пор могло складываться впечатление, что, согласно нарисованной картинке, Россия – обычная демократическая страна. Везде ведь есть свои либералы, левые и националисты, верно? Однако как раз с «партии власти» начинаются парадоксы, обусловленные как раз тем, что российская политическая система обманчива, «совы не то, чем они кажутся».
Феномен «партии власти» в России заключается как раз в том, что она никому ничего не предлагает. Если у трех вышеуказанных сил есть некие Главные Идеи, которые при полном воплощении ведут прямиком в некие страшненькие антиутопии, то у «Партии Власти» идей нет. Совсем.
Причем здесь все честно – отсутствие идей провозглашается вполне открыто. У «Единой России», как известно, нет идеологии, а лидер партии всегда отказывается от участия в каких-либо дебатах с политическими противниками.
Почему так? Дело в том, что «партия власти» в России вообще не ориентирована на взаимодействие с обывателем. Между ею и обывателем нет диалога, так как «партия власти», собственно, не собирается с обывателем разговаривать и что-то ему доказывать. Нет у «партии власти» и никакого «товара», чтобы предлагать обывателю – поскольку Власть в России не собирается ничего покупать у обывателя: она им и так ВЛАДЕЕТ. С потрохами.
Что же такое эта «партия власти»?! Для того, чтобы всё понять, достаточно посмотреть на ее персональный состав. Из кого состоит в России «партия власти»? Ответ очевиден: конечно, из чиновников, бизнесменов и нацменов (и не простых «нацменов», а как раз «тех самых», кои «из Диаспор»). «Чуть более чем полностью», как говорится на Лурке.
Оттого и «товар» у «партии власти» один, и предлагает она его самой себе в основном. Суть выражается фразой «Мы вас пока не тронем». На более красивом политтехнологическом наречии то же самое звучит в одном слове, коим, собственно, и исчерпываются все Программы «партий власти», сколько их ни было. Мы все прекрасно знаем его – это слово «СТАБИЛЬНОСТЬ».
Смысл конструкции
Мы видим, что обыватель в России не является субъектом политики (или, что то же самое – что реальная политика в России носит непубличный характер). И иначе быть не может, пока обыватель в массе – подневолен и социально беззащитен.
Кто же тогда субъект политики? Очевидно, они: чиновники, бизнесмены и нацмены. Играя на трех клавишах – либеральной, красной и коричневой, а также периодически нажимая на педаль ПРЯМОГО СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ – реальная власть ЗАСТАВЛЯЕТ указанных «членов партии власти» давить на зависимых от них обывателей, с тем, чтобы те «оказали поддержку» решениям партии и правительства.
И мы все прекрасно знаем, как это происходит. Как чиновники гоняют то на выборы, то на митинги своих бюджетников и своих пенсионеров, как бизнесмены заставляют работников своих предприятий фотографировать избирательные бюллетени перед тем как опустить их в урны, как «убеждают» своих соплеменников действовать «правильно» соответствующие диаспоры.
В указанной конструкции все – клоуны, все пляшут под дудку, все несамостоятельны. Это так, потому что реальная власть не здесь. Так будет до тех пор, пока обыватель не станет реальным СУБЬЕКТОМ политического процесса. А пока…
Обыватель подневолен. Публичной политики нет. Вся власть у силовиков.
|
</> |