Паранойя
olga_srb — 12.02.2017 Это слово знакомо всем, включая граждан, которые с психиатрией не сталкивались ни разу в жизни и даже не знают, где находится их ПНД (и вообще, что такое ПНД). «Параноик» вошел в обиходно-бытовую лексику наряду с другими терминами («идиот», «дебил», «слабоумный») и искаженными аналогами (например, «псих» и «шизик»). Войдя в народную речь, все эти слова превратились в ругательства, которые используются для того, чтобы унизить оппонента.Как правило, под паранойей обыватель подразумевает повышенную подозрительность, при этом сама подозрительность (в условно нормативных границах) как патология им не воспринимается. Если спросить обывателя, стоит ли доверять окружающим, он честно решит, что не стоит, однако склонность видеть во всех событиях происки врагов ему тоже не по душе.
Нормальному человеку интуитивно понятно, где проходит невидимая граница, разделяющая разумную осторожность и болезненную подозрительность. Не рассказывать подробности своих финансовых дел малознакомым людям – да; создавать теории заговоров против себя – нет.
Полюса «норма» и «патология» обычно легко различаются даже неспециалистами, однако существенные сложности возникают на отрезке, расположенном между крайними точками. Когда некто заявляет, что его преследуют инопланетяне, окружающие сочувственно качают головой, понимая, что с беднягой случилась серьезная медицинская неприятность. А вот если человеку откровенно гадят двое коллег, имеет ли он право подозревать весь коллектив в сговоре? Если на входной двери соседей появилось пятно красной краски, пора ли им ждать нападения? Если жена внезапно изменила имидж, стала одеваться ярко и сексуально, есть ли у мужа основания заподозрить, что «у нее кто-то есть»? Если терапевт сообщает, что «анализы не очень» и отказывается разъяснять их подробно, может пациент стать ипохондриком?
Проблема отграничения «нормальных» подозрений от болезненных связана с тем, что в содержании патологических фантазий и преувеличений нередко присутствуют элементы реальности, отчего ряд ошибочных умозаключений выглядит весьма правдоподобно. Нарушения мышления при легкой паранойе, которую наиболее сложно оценить правильно, обычно не достигают уровня бреда. Как правило, они останавливаются на уровне сверхценных идей, то есть на уровне преувеличения значения реально существующих фактов. Почему один человек, попавший в неприятную ситуацию, начинает подозревать больше, чем ситуация предполагает, а другой – нет? Почему один склонен к образованию сверхценных идей, а другой – нет?
Для того, чтобы разумный человек превратился в тяжелого параноика, ему следует заболеть серьезным психическим расстройством. Такие случаи мы сегодня не обсуждаем.
Для того, чтобы разумный человек превратился в легкого параноика, нужно нечто, несколько иное.
Во-первых, определенный личностный склад, сформированный еще в детские годы: обидчивость, повышенная чувствительность к критике с ревностным отношением к чужому успеху, завистливость, неуверенность, сочетающаяся с тайной амбициозностью, боязливость и страх неудач. В ответ на ироничное замечание параноик может и улыбнуться, но, можете не сомневаться: ваши слова он не забудет никогда, и чтобы вы не сказали, для него звучит как оскорбление! С раннего детства он усвоил истину: все люди – враги, не достойные прощения. Простить – это значит позволить врагу продолжать наносить обиды.
Во-вторых, эгоизм с убежденностью в своей значимости. Эгоизм приводит к тому, что человек относит все происходящее на свой счет. Эгоизм – это не только приоритетная забота о своих интересах, но и общий вектор, направляющий все реальные события в сторону самого человека (в его восприятии, разумеется). Большинство фактов (независимо от их реального содержания) параноик трактует как имеющие отношение к нему лично, как представляющие для него потенциальную опасность.
Рассматриваемая в таком ракурсе жена с ее новым имиджем воспринимается не как женщина, наконец-то нашедшая свой стиль, а как угроза его репутации и его благополучию.
В-третьих, склонность быть недовольным: в первую очередь, другими людьми, во вторую – обстоятельствами. Легкий параноик не бывает счастлив и полностью удовлетворен. Хмуриться, ворчать и критиковать – вот три его любимых занятия.
Охваченный неприязненным отношением к окружающим, готовый к отражению обид, полный серьезного отношения к собственной личности параноик идет по жизни в окружении врагов и неприятностей, 99% которых являются преувеличенными.
|
</> |