Параллели

Обращение к исторической теме для политика — это всегда попытка опоры на некий исторический эпизод с целью проецировать его на текущие решения. Понятно, что в основном такой эпизод откровенно вырывается из контекста (что означает полное игнорирование обстоятельств, сопутствующих событию) и практически всегда в таких случаях реальный исторический факт вторичен по отношению к его интерпретации. Душил там кого Скуратов или нет — совершенно неважно, важно, что этот пример должен пойти в качестве обоснования текущей политике. В данном случае — политике репрессий и террора в отношении собственного народа. Дескать, Малюта душил — и державу спас. Надо брать пример.
В том же псевдоисторическом ключе выступил и министр Лавров. Строго говоря, он выступал не столько как министр, сколько как член единороссовской «пятерки», отрабатывая сценарий партийной агитации. И опять в том же ключе — с кровью и кишками вырывая понравившийся исторический эпизод из общей картины. Дескать, кто злоумышляет против Сталина, тот сомневается в итогах Великой Отечественной войны. Говорим Сталин, подразумеваем — победа. А вот кровь и кишки в данном случае — это полное замалчивание того, почему Сталину удалось победить в войне. Причина очень даже понятна — сравнение выглядит весьма нелестным по отношению к нынешней камарилье. Чтобы победить в войне, Сталин руководил масштабными преобразованиями страны, которые проводились в авральном порядке, невзирая ни на что. И добился существенных результатов. Чего добилась путинская клика? Где ее флагманы индустрии, где те десятки тысяч предприятий, построенных буквально в чистых полях?
Вообще, когда власть вдруг начинает проявлять заботу о населении, то население понимает это сразу: будут грабить. Когда власть вдруг лезет в исторические параллели, это значит только то, что со своими достижениями у нее совсем паршиво, а потому нужно перевести внимание на деяния предков и скромно встать в лучах их славы. Своей-то нету.
Проблема в том, что к какому эпизоду российской и советской истории не обратись — везде путинский период правления проигрывает навылет. В лучшем случае встанет в ряд с наиболее одиозными и постыдными периодами. Такой катастрофической убыли населения в мирное время в стране не было, пожалуй, со Смутного времени. Сколь-либо адекватно его можно сравнивать только с периодами тяжелейших военных испытаний. Нынешняя сверхсмертность переплюнула по катастрофичности ленинградскую блокаду — о чем-то это должно говорить любителям истории? Но эти исторические параллели наши бонзы проводить не рискуют, поэтому абстрактно и про дела давно минувших дней. Да и то, с весьма сомнительной интерпретацией в плане достоверности.
|
</> |