Парадигма VS реальность...
bigdrum — 06.08.2024Идея поста возникла вот отсюда.
На самом деле сегодня в мире НИКТО не понимает, что делает Маск. Именно потому Маск является Маском, а все остальные делятся на два лагеря - на восторженных почитателей, последовательно уходящих в клинический идиотизм и слюнопускание, и не менее одиозных хейтеров, тоже следующих в этом же направлении. Ну, за исключением некоторых немногочисленных зрителей этого шоу вроде меня, получающих сразу три удовольствия, от наблюдения сразу трех сторон этого "тройничка"...
Итак, что делает Маск.
Вернемся во времени в 1940-е годы. Когда Вернер фон Браун работал над ФАУ-2. Которая еще не полетела к тому моменту. В чем заключались его, фон Брауна, сложности?
Математика ракетного полета к тому времени была известна - вся она ложится в пределы механики Ньютона, ибо из нее и проистекает. Химия ракетного полета была менее известна. Ибо условия горения уникальные, условия хранения компонент топлива уникальные, и так далее. То есть - материаловедение было первой проблемой. Второй проблемой были технологии. Создать тонкий топливный бак больших размеров, оперировать им, не повредив, и в конце концов заставить его летать с большими перегрузками, не разрушаясь, да еще и не из того материала, который крепче, а из того, который нужен по требованиям химии - это технологии, технологии, технологии... Создать гироскоп, который будет точным, да еще и в условиях больших нагрузок на оси и систему подвески. Создать интегратор, который сможет данные с акселерометров и гироскопов свести в единую сумму, создать программируемое устройство управления полетом, создать ракетный двигтель, который не взрывается, и все это - без компьютеров, с одними логарифмическими линейками и в лучшем случае механическими сумматорами (с сомнительной точность)...
О чем это говорит?
Это говорит о том, что первой и главной проблемой космонавтики во времена фон Брауна было ЖЕЛЕЗО. Именно вокруг ЖЕЛЕЗА происходило все коловращение.
Однако сегодня на дворе 21 век. Сегодня есть компьютеры и Интернет, точность технологических процессов давно перешагнула самые смелые мечты фон Брауна, материалы есть любые какие только пожелаешь, а уникальные материалы различаются в таких мелочах, что на общем итоге они сказываются не сильно. То есть - сегодня в космонавтике можно СЫГРАТЬ. Влево-вправо, вверх-вниз. И конструкторы стараются сыграть, из имеющегося арсенала и ресурсов, таким образом, чтобы достичь оптимальных результатов.
То есть проблемы фон Брауна в области материалов и технологий сегодня НЕ СУЩЕСТВУЕТ. У одних эти технологии больше развиты, у других меньше, но в глобальном смысле - сегодня любая страна (если она не Украина) может создать свою космическую программу и вывести спутник на орбиту.
ЖЕЛЕЗО ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ПРОБЛЕМОЙ.
Однако за время развития ситуации были созданы научные школы и так далее - и был зафиксирован определенный тип мышления. Ориентированный НА ЖЕЛЕЗО. Стандарты проектирования сформированы когда? Когда железо было проблемой. А сегодня железо не проблема. Схемы работы компонент ракеты были придуманы когда? Когда были проблемы с материалами и их обработкой, и соответственно, когда приходилось реализовывать то, что попроще и покондовей. А вот с математикой и автоматизацией тогда были огромные проблемы, причем неразрешимые, и потому все переносилось на железо. Сложность задачи выражалась в сложности железных решений. Однако сегодня программно управляемые системы доступны, дешевы и обладают колоссальными возможностями - главная проблема в программисте.
Со времен фон Брауна акцент в космической отрасли делался на железа - сегодня появилась возможность перенести акцент на программные решения.
А это совсем другая парадигма.
Существует два подхода к решению проблем. Первый - создание специализированных решений, которые просто не могут свою узкую задачу выполнять неправильным образом, и вторая - создание универсальных решений, которые могут делать все, но им нужен точный алгоритм. Первый - это сложные машины и простые программы, второй - это простые машины и сложные программы.
Так вот, пока все остальные, следуя традициям, разрабатывают сложные машины, работающие с простыми программами, Маск решил создавать простые машины, работающие со сложными программами.
Первый в мире двигатель замкнутого цикла с полной газификацией - это РД-270. И это было ЖЕЛЕЗНОЕ решение. И на сегодня такое решение повторить НЕ МОГУТ - почти никто. Именно как ЖЛЕЗНОЕ решение, такого нигде нет. Второй двигатель с полной газификацией - это Раптор Илона Маска.
Однако Маск создавал его как ПРОГРАММНОЕ решение.
Если мы посмотрим на Раптор-3, то увидим, что идет процесс УПРОЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗА. То, что потребовалось при создании, по мере накопления опыта, уже не нужно, так как нагрузка переносится с аппаратной на программную часть. И программная часть непрерывно совершенствуется, позволяя упрощать железо все дальше и дальше.
И разница между ЖЕЛЕЗНЫМ и ПРОГРАММНЫМ подходами - это больше чем один двигатель, это вопрос ПАРАДИГМЫ.
Маск не пытается играть на том поле, где у него нет шансов - на поле ЖЕЛЕЗНЫХ решений - он играет на поле ПРОГРАММНЫХ решений, где у него нет конкурентов. Именно поэтому в Дрэгоне мочесборник располагается над головами астронавтов, и одно время щедро обдавал их собранной мочой при посадке, а под жопой у астронавтов находятся баки с гидразином, и это прямо скажем, волнительное соседство. С точки зрения железного подхода Дрэгон требует перепроектирования. Альтернатива - это Союз, корабль, который летал, летает и еще какое-то время летать будет. Надежный, кондовый, безопасный, совершенный именно как железная система. Система, не могущая работать неправильным образом...
Между прочим, именно совершенство Союза как железной системы позволило, при обновлении вычислительной части, летать к МКС за два-три часа, чего не может никто более. Железная система при условии добавления "мозгов" очень здорово прибавляет в возможностях, этого не отнять - но работа над железом всегда сложнее, и дороже обходится...
Короче.
Маск создал новую (для космонавтики) парадигму. Аналогом может быть авиация - переход от статически устойчивой к статически неустойчивой аэродинамике является хорошим аналогом того, что делает Маск в космонавтике. Пользуясь совершенством наработанных железных решений, и доступностью железных технологий, Маск сосредотачивается на программной части, и переносит акцент именно на нее, фактически формируя новые стандарты. Которые мог бы сформировать еще фон Браун, но у него не было компьютеров...
Понимание работы Маска без понимания разницы в парадигмах невозможно в принципе.
Современная космонавтика традиционного толка, ориентированная на железо, железным образом ПЕРОДОЛЕВАЕТ встречающиеся проблемы. А Илон Маск, в своей программной парадигме, эти проблемы ОБХОДИТ. Он не решает проблемы - он ищет пути их обойти и решения, которые позволяют сделать их менее значимыми для конечного результата.
Нужно понимать, что без заимствования железных решений, каких только возможно, Маск бы ничего не добился. Маск охотно берет любые железные варианты, которые ему только доступны, при необходимости. Однако он сам либо совсем не вкладывается в продвижение железной части, в смысле НИОКР по материаловедению, например, либо вкладывается минимально. Маск ждет, когда железная проблема будет решена другими, и берет результат. С другой стороны, остальная космонавтика остается в плену старого подхода, и потому не заимствует у Маска, или из другого источника, программных решений. Чем обрекает себя на проигрыш на поле, на котором играет Маск.
Иронично - Маск собирает свои ракеты из деталей, которые он заказал или купил у СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Это возможно только потому, что его решения программные, и основная тяжесть решения переносится на программную часть. Другие игроки рынка вынуждены либо иметь свое собственное производство (как Роскосмос), либо заведомо занижать характеристики своей продукции. Ибо они полностью лимитируются в своих возможностях железом.
И здесь, в качестве завершения этого поста, мы можем расслабиться и посмеяться над свидетелями Маска и антисвидетелями Маска. То есть над двумя огромными сектами.
Свидетели Маска, его поклонники, "маскоботы", считают, что Маск гений и создает нечто лучшее, что не могли и не могут создать другие "тупые" конструкторы. Это огромная ошибка. Маск стоит на плечах гигантов, но ничего принципиально нового в старой "железной" парадигме он не создал. Более того, созданные им вещи, в общем и целом, на сегодняшний день нигде кроме как у него использованы быть не могут. НК-33 летал на трех (или на четырех?) ракетах, Раптор обречен летать только на Старшипе. С точки зрения космонавтики, как ее понимали до Маска, Маск ничем не выделяется абсолютно. Другие космические конструкторы не тупые, а Маск не гений.
Хейтеры Маска считают, что он только крыша над НАСА. И они правы, если дело касается традиционной парадигмы. Действительно, все, что делает Маск - оно основано на переданных НАСА технологиях, а что он создает нового в железе, гоняется на насовских стендах, и даже площадки для стартов у него находятся на старых насовских космодромах. Однако при этом они упускают то, что Маск произвел революцию в парадигме, создавая устройства с программируемым функционалом вместо устройств с заложенными возможностями. То есть - хейтеры Маска вместе с водой выплескивают и ребенка.
И те и другие, по большому счету, идиоты.
И в этом смысле, по сравнению с ними, Маск, безусловно, гений...
.
|
</> |