ПАМЯТИ ГОРЧЕВА

топ 100 блогов maccolit30.03.2010 ПАМЯТИ ГОРЧЕВА

Сегодня похоронили Диму.
Мне до сих пор трудно понять это сочетание слов. Это не про него. Господь выбрал для его упокоения Страстную неделю. И мы вспоминаем муки Христовы, на которые непроизвольно накладываются муки Горчева.

Мы помянем его в субботу, 3 апреля, в 17.30 на набережной Макарова, 10, в Питере. Это Центр современной литературы, более известный как клуб "Книги и кофе". Наблюдательные френды заметят, что это 10-й день со дня кончины, а не 9-й, когда положено поминовение. Но Горчев был православный человек, а церковь рекомендует не устраивать поминки в Страстную пятницу, а переносить их на Великую субботу, которая является днем поминовения.



О Горчеве трудно писать серьезно.Потому что в этом случае не обойтись без высоких слов типа "Талант", "Призвание", "Судьба", а Горчев их не очень любил применительно к себе. Точнее, относился с недоверием. Но и весело или даже с иронией о Горчеве я сегодня писать не могу. Весело я уже писал о нем 6 лет назад, поздравляя его с 40-летием.

Поэтому я просто вспомню, как пришел к нам Горчев и как мы с ним жили. А анализом его творчества пусть занимаются другие. В 1997 году закончились "Тенёта-97", которые мы проводили с Лёней Делицыным. Кто не знает, пусть смотрит в Википедии, долго рассказывать. За время конкурса возникла мощная литературная тусовка, обитавшая в Гостевой книге "Тенёт", придуманной Лёхой Андреевым.

Расходиться было жалко, народ требовал продолжения банкета, и тогда я объявил о создании "Литературного объединения им. Лоренса Стерна", куда пригласил всех лауреатов "Тенёт" и еще кое-кого, кого считал нужным. И мы стали собираться на своем сайте, в гостевых, прозванных "Обсуждалкой" и "Курилкой", и говорить о литературе, обсуждать друг друга, ругаться и дружить.

Помогала мне секретарь Лито Аня Резницкая (Лиза), живущая в Иерусалиме, - вывешивала новые работы, занималась формальностями приема и проч. Лито росло, вскоре численность достигла 60-70 человек. Кого-то принимали, кто-то уходил, хлопнув дверью, но в целом обстановка была весьма творческой.

Не помню, кто первый указал мне на Горчева. Типа, Масса, обратите внимание - и дал линк. Я пошел по этому линку и обнаружил молодого человека из Казахстана, который вывешивал в Сети рассказы. Не скажу, что они меня поразили, но в них было то, что дается от рождения и не воспитывается тренировкой: пластика текста. Он явно умел от рождения правильно ставить слова - в нужном порядке, отчего текст приобретал его неповторимую интонацию. Я пригласил его в Лито.

Через некоторое время так случилось, что Лиза по семейным обстоятельствам не смогла выполнять секретарские обязанности. Я попробовал сам, но это отнимало много времени, и тогда я обратился к народу: кто возьмет на себя эту общественную нагрузку? Неожиданно вызвался Горчев. Так он впервые обнаружил одну из своих замечательных черт - отзывчивость. Если нужно было кому помочь, Дима откликался всегда и делал, что нужно.
И он стал секретарем Лито и вскоре в этой должности обрел как друзей, так и недругов, потому что, несмотря на мягкость характера, вёл дела весьма строго.

Это было счастливое время. Еще до Живого Журнала мы сплотились в небольшое, но дружное сообщество. И стало ясно, что необходимо встретиться лично, в реале.

И тогда мы назначили место и время (август 1999 года, пос. Лахта под Питером) и собрались там в пансионате на неделю, назвав это Летним Лагерем Лито. Собралось там человек 30 активных членов Лито и можете себе представить, что там было. А вернее, чего там только не было!

Горчев тоже приехал из Алма-Аты. И привёз большую бутылку виски. Очень большую, литра 4, кажется. Пили ее недолго. Вообще, производил впечатление зажиточного человека, курил какие-то недешёвые сигареты и пил импортное пиво. Тогда у Горчева были деньги, доверчивые американцы в Алма-Ате платили ему бешеные по тем временам бабки. Таких денег у Горчева больше не было никогда.

Тогда мы с ним несколько раз поговорили с глазу на глаз и я предложил ему переезжать в Питер и работать в нашем издательстве "Геликон Плюс", учитывая то, что Горчев был прекрасным художником, о чём я уже знал.
Через полтора месяца Горчев уже работал в Геликоне. Эмблема Геликона принадлежит ему, а уж сколько обложек и иллюстраций он сделал за 6 лет работы - не пересчитать.

Но главное было не в этом. Переезд в Питер и жизнь в нашем городе сделали из Горчева того писателя, которого мы любим и чтим. Кто-то скажет - большой, кто-то гениальный, но для меня существует только одно слово - настоящий. Это не масштаб. Можно быть настоящим и не очень большим, и вообще, у каждого своя линейка. Но подлинность не измеряется линейкой.

Издательство с приходом Горчева стало отчасти издательством Лито, где главным автором был Горчев. С каждой новой книжкой популярность его в Интернете росла, а с открытием ЖЖ Горчев стал главным писателем русской Сети. Формат его сочинений удивительно подходил для Живого Журнала, но дело, конечно, не в формате, а в том неповторимом авторском стиле, сочетавшем несочетаемое - трагедию и юмор, надежду и отчаяние.

Горчева принято считать мизантропом. Это неглубокое, поверхностное мнение. "Людей необходимо уничтожать"" - это лишь шокирующие слова, но за ними читается главное послание Горчева. Чего же вы такие, бл*дь? Чего же мы такие? Чего же я такой? За ними не презрение и ненависть к человеку (читай - и самому себе), а дикая обида за него и на него, и бессилие что-то изменить - и тогда гори всё огнем, автомат в руки и очередью от живота.

Горчев не обидит и червяка. Вернее, не обидел уже.

Больше всего он не любил, когда повышали голос и сам говорил тихо. "Пожалуйста, не надо кричать!" - говорил он, когда кто-нибудь что-то требовал от него. Чаще всего требовал я. Требовал соблюдать сроки сдачи работ. В издательстве это необходимо. Но мы ни разу не поссорились по-настоящему, что я считаю нашим обоюдным достижением.

Если я напишу, что Горчев был очень русским человеком - это будет банальностью А каким еще? Но он олицетворял один из самых любимых народом русских архетипов - талантливого, умного, отчасти ленивого, отчасти пьющего доброго, понимающего и участливого человека, с которым хорошо попиздеть о жизни. И другого слова тут нет. И за это его любили, ибо это никогда не было пьяной никчемной болтовней.

Он знал цену слову. И цену себе тоже знал. Но никогда не возвышал себя, и до звездной болезни так и не добрался.

Помню, как в Швеции, оказавшись впервые за рубежом, он жадно набирался впечатлений, но через день устал, а еще через день захотел домой. И когда мы пересекли границу и оказались в России, я видел, как он волновался, клянусь Богом, хотя и старался это скрыть. А в Стокгольме его встречали так же, как в Москве или Ростове - с любовью.

Он был "наш", свойский без панибратства.

Мне ужасно будет не хватать Горчева, хотя последние три года мы уже не работали вместе, встречались редко и он подолгу жил в деревне.

Прощай, Дима! Тут есть много людей, которые будут помнить тебя.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
26.03.2010 ЖУРНАЛИСТЫ
25.03.2010 О СМЕРТИ
25.03.2010 ДИМА
26.03.2010 ОБЪЯВЛЕНИЕ
20.03.2010 МЕРЗАВЦЫ
15.02.2010 ЛЫТДЫБР
19.01.2010 69
Архив записей в блогах:
Стервятники как правило слетаются на умирающую жертву. Вот и большинство сект и иноземных эмиссаров всяческих псевдорелигиозных культов устремляются пропагандировать свои идеи, когда государство на последнем издыхании, перед наступлением смутных времен или во времена их. Сегодня ...
Вывод для нас один: беречь и нести нашу православную веру! Прижаться к Христу, прижаться к кресту и жить во имя Него и под Именем Его! «Наш крест - не тот, который на грудь, а тот, на который грудь!» Тогда мы сможем спастись от разрушения изнутри. Тогда у нас будет шанс быть ...
Я думаю, что ему даже оправдываться не надо. Денег его оркестра вполне хватит, чтобы заткнуть глотку тайцам. Но тайцы ведут себя по-идиотски! Сами же рушат свой имидж суперлибертарианской страны...Бывал там - коллега Корнев меня наверняка ...
Календарная весна уже идет вовсю, причем не только календарная, но и в душевном плане. В этом сегодня могли убедиться те, кому не повезло ехать по Бутовской линии Московского метрополитена. Движение на некоторое время встало колом, причем по весьма специфичной причине. Что люди падают на ...
Сегодня первый раз за последние, наверное, 2 месяца, выглянуло солнышко. Было светло и морозно. Но как только перестало светить, стало быстро темнеть. А мы как раз дошли до живописного домика на опушке леса. С утра было вот так А правда, что в Москве снега нет? У нас ...