П.А.М., как философия; "Пять Адских Могуществ" и завершение второй фазы
gest — 12.04.2023 Меня волшебная чудесная Оля спросила, сколько ещё осталось постов про "Адские Могущества".Да, в общем-то... вторая фаза заканчивается, а третья эзотерична, и не факт, что до этого дойдёт, я в таких случаях обычно подыхаю раньше.
Мне осталось буквально упомянуть одну вещь, которая всплыла по ходу. Как бы я вывел Могущества "на кончике пера", если бы мне вдруг пришлось это делать?
Я, безусловно, со схемами играть умею и люблю. Пять элементов... это, например, можно получить из четырёх точек. Четыре точки — это шесть линий между ними, шесть связей. Но одну связь можно произвольно объявить ненужной, невозможной или тавтологичной. Тогда остаётся пять связей, то есть каждое из необходимых явлений можно объяснить по двум точкам. Я так делал. Если точек три — добавляем четвёртую. Всё очень просто. Я понимаю, насколько бредово это звучит :).
Три точки в творчестве Могултая я нашёл.
"На деле же все гораздо проще.
- Людям органически свойственно убийство живого и насилие над живым как один из способов личного самоутверждения — на то человек относится к всеядным и высоко агрессивным приматам;
- Людям органически свойственно отведение души (страхов, унижения, дискомфорта — любого стресса и фрустрации) посредством насильственного причинения неприятностей другим живым существам;
- Людям, как приматам стайным, органически свойственно хотеть видеть свое общество и государство «хорошими», если лично им это общество и государство не наступили на хвост явным для самих же означенных людей образом, и особенно — если лично им это государство сделало что-то хорошее. Последнее явление — частный случай нежелания осуждать превосходящую силу, от которой ты зависишь.
Этих трех явлений – которые в норме ограничиваются и частично подавляются культурой и моральным давлением и принуждением (от элементов внутрисоциального остракирования до юридически-карательных мер) со стороны общества и власти, — более чем достаточно, чтобы в случае, если государство все-таки начинает дудеть в другую дуду, возникали бы все эффекты, наблюдаемые в Германии ли Гитлера, в большевистском ли СССР, в полпотовской ли Камбодже".
(Нумерацию проставил я, но там она подразумевалась.)
Сразу заметно, что первый и второй пункт слишком похожи. Это прям немедленно возникающее возражение. Следовательно, их надо как-то развести.
У меня получилось так: агрессия — издевательства — чувство принадлежности к большой и хорошей (справедливой) силе.
Причём первое изначально — это даже не убийство, как таковое. Да, мы разумные социальные приматы. Социальным приматам необходимо иметь территорию, потому что они с неё кормятся. Группа удерживает территорию и гоняет с неё чужаков. Если группа слабеет и уменьшается, её территория сжимается. Если группа растёт и усиливается, она начинает теснить соседей. Вот простое видео про жизнь простых обезьян:
Две группы не сумели разойтись — их альфы кидаются друг на друга и начинают орать, скалить зубы и толкаться. Остальные члены группы тоже орут и обеспечивают альфа-самцам моральную поддержку. Вот схватка достигает кульминации, одна из групп уже готова дрогнуть, и тогда в драку кидаются вообще все взрослые. Проигравшие отходят, победители ощущают радость победы. Они отстояли свою территорию! Или захватили чужую территорию! Но главное, это сами чувства: страх, напряжение, ярость, торжество. Мы утвердили себя и будем тут жить.
Потом, действительно, это перешло на охотничью деятельность. Мы убили зверя, мы живы и будем жить, мы будем сыты, наши дети будут здоровы.
"Раз мужчине приходилось бороться за выживание, приходилось охотиться, причинять боль, сражаться с врагами, то весьма вероятно, что умение получать удовольствие от подобной активности, то есть наличие встроенного механизма поощрения, обладало бы для него адаптивной ценностью. Если бы ему не нравилось выслеживать добычу, убивать её, он был бы менее страстным охотником".
А потом уже пошло всё это:
Второй пункт Могултая, как я уже сказал, надо постараться отделить от первого. Тут уже будут более социальные вещи, связанные с существованием в больших и сложных иерархических обществах, со стрессом и фрустрацией, которые из этого неизбежно вытекают. Насилие, издевательства, унижения, садизм — и мазохизм.
"Было время, когда эти качества могли способствовать выживанию. А если и нет, то они, возможно, были связанны с теми качествам, которые способствовали выживанию: склонность к эксплуатации шла рука об руку с собственничеством, садизм с агрессивностью, мазохизм с покорностью авторитету. (...) Весьма вероятно, пусть это чисто теоретические рассуждения, что все эти "тёмные" элементы человеческого разума, — склонность к жестокости, готовность причинять страдания, а, в некоторых случаях, и готовность принимать причинённые страдания, - на самом деле являются результатом эволюции, либо с точки зрения простого выживания, либо с точки зрения более сложных механизмов выживания-и-половой-селекции. (...)
Похоже на правду, что представители человеческого рода, по тем или иным причинам, обладают набором "тёмных" качеств. Это правда, что у людей существуют эксплуататорские наклонности, садистские наклонности, мазохистские наклонности. Эти качества настоящие, и они здесь. Отрицать их было бы наивно. А презирать — немного глупо. Они такая же естественная часть нас, как наша собственная кожа и цепкие руки, как кровообращение и логические связи в нашем сложном мозгу".
Отличие от простой агрессии и простого торжества над поверженным противником тут в том, что наш разумный примат уже настолько сложное существо, что в антистрессовых социальных психодрамах он может играть роль палача, жертвы или зрителя. Он может играть эти роли одновременно и поочерёдно, он может наблюдать за другими людьми, играющими ту или иную роль, и представлять себя на их месте. Тут будут публичные казни, показательные процессы, прилюдное покаяние и разоблачение перед коллективом, беспощадная критика и самокритика. Истязания, которыми люди подвергают себя и других, с кровью и без, с болью физической или моральной. Но, в конечном счёте, с той самой целью, о которой пишет Могултай — отвести душу, дать выход фрустрации и сплотить коллектив.
С третьим пунктом всё, в принципе, очевидно, это, как я уже сказал, потребность в чувстве принадлежности к могучей, доброй и справедливой силе.
Теперь. Этих трёх пунктов уже хватит для того, чтобы очертить три Могущества из пяти. Понятно, что во всех людях всех Могуществ присутствуют свойственные людям качества, по определению. Вопрос в приоритетах, в том, как эти свойства должны быть расставлены в рамках того или иного мировоззрения, и что при таком раскладе окажется на третьем месте, "третьим приоритетом".
(Любимая Оля напомнила мне, что я ещё нигде не использовал Штуку за время этого обсуждения. Вот она!)
Первое Могущество самое архаичное, оно попадает между агрессией-торжеством и чувством сопричастности. Изначальный объект, на который данное чувство было направлено, это, понятно, родное племя, родной коллектив, потом всё стало сложнее.
Второе Могущество организует жизнь в том самом сложном, крупном, многоуровневом социуме, поэтому соединяет чувство сопричастности к добру с издевательствами-унижениями: чтобы, одновременно, мотивировать паству, дисциплинировать её и давать ей выпустить пар. Иными словами, для Первого Могущества на первом месте стоит борьба с внешней угрозой, а для Второго — с внутренней.
Ну и Пятое Могущество самое недоброе, поэтому у них соединяется агрессия с унижением-издевательством-насилием над личностью.
Очевидный выход: если агрессию и издевательства не дифференцировать, Первое и Пятое сливаются в одно (см.), Первое будет разве что чуть более социально.
Но нам нужно найти место ещё для двух Могуществ. Очевидно, никто не будет спорить с тем, что обезьянам вообще и людям в частности органически свойственно стремление к удовольствию-наслаждению-покою-безопасности-комфорту. Чтобы было хорошо, удобно, сыто и ништяк. И это будет состояние, полностью противоположное агрессии и несовместимое с ней.
Этот элемент общий для Третьего и Четвёртого, потому что в изначальном тексте сказано: "Третье и Четвертое Могущества равно ценят удобство и благополучие"
Выводы из получившийся схемы:
Сопричастность с силами добра наменее всего важна для Пятого и Третьего. Пятые любят силу, но им плевать, являются ли они частью "хорошей" силы. Третьи ещё при жизни не делали выбор в пользу большинства, а после смерти попали в маленькое и слабое Могущество с сомнительной репутацией ("Развратнейшие"? Серьёзно?).
При этом, стремление к сопричастности будет по-разному проявляться у Первого, Второго и Четвёртого. Та могучая сила, частью которой ощущают себя сторонники Первого Могущества, уходит в глубокое прошлое. Это предки, предшественники. "Вижу я отца своего, вижу я мать свою... они зовут меня в Вальгаллу, где вечно пируют храбрецы!" (х/ф "Тринадцатый воин"). Даже если ты последний настоящий воин на Земле, ты отвечаешь перед всеми воинами, которые прошли этот путь до тебя. Попасть к ним — это попасть в элитарный клуб, славящийся своей древностью и знатностью.
Второе Могущество — это сопричастность великому настоящему, которое, понятное дело, раскинулось и на прошлое с будущим. Это как Бог, который существует вне времени, но непосредственно присутствует здесь и сейчас. Если Абсолюта (Неба, арийской расы, объективных законов исторического развития, etc.) нет в настоящем, то верить в него бессмысленно. Нельзя быть спартанцем без Спарты, христианином без Церкви. Ну и попасть во Второе Могущество — это попасть в самое большое и сильное общество, которое для своих сторонников автоматически является ещё и самым добрым, праведным и справедливым.
Четвёртое Могущество — сопричастность будущему, опять же, как могучей и доброй силе, "чтобы дело двинулось словно само собой, да так и пошло само чем дальше, тем лучше... желая, чтобы все у них было по-хорошему". Тут важно быть на правильной стороне истории, на стороне прогресса. Свои материальные успехи Четвёртое воспринимает, как награду за этот правильный выбор. Но если этого будущего нет, если нет выхода, то Четвёртое, в принципе, мало отличается от Третьего. Попасть в Четвёртое — это попасть в самый богатый, развитый и прогрессивный социум.
Соответственно, Первое и Четвёртое меньше всего заинтересованы в унижении-издевательствах, хотя, естественно, социальная составляющая для них не менее актуальна, чем для всех других людей. Просто с точки зрения приоритетов, Первое Могущество предпочитает бороться со стрессом (страхом, фрустрацией, дискомфортом) за счёт агрессии и демонстрации своего превосходства, а Четвёртое — при помощи кайфа, достигаемого теми или иными средствами.
Остальные различаются по тому, ради чего они вообще готовы пойти на издевательства, "насильственное причинение неприятностей" в качестве палача, жертвы или зрителя. Пятые делают это ради агрессии, победы и торжества, для них это действительно один и тот же спектр различных форм насилия и присвоения чужого. Вторые — ради того, чтобы ощущать свою принадлежность к Силам Добра. Третьи — исключительно ради защиты и удовольствия, "чтобы можно было, пожертвовав немногим, в безопасности потакать своим желаниям и наслаждаться любыми радостями".
P.S. Вырожденные варианты.
Если агрессия не отличается от издевательств, то, как я уже сказал, есть два полюса: предельная социальность (Второе, сопричастность добру и силе) и предельная антисоциальность (Пятое, агрессия + издевательства). Первое при таком раскладе — это умеренная версия Пятого с социальными элементами Второго.
Если сопричастность добру не является фактором (то есть, сливается с издевательствами), то, опять же, можно нарисовать два полюса. На одном малодушная и лицемерная демократия (Четвёртое, комфорт-удовольствие), на другом тоталитаризм (Второе, издевательства + сопричастность). Третье между ними, как золотая середина прогрессивного и рационального авторитаризма.
P.P.S. Напоминаю, что другой вариант определения Могуществ по двум точкам — через смертные грехи, у каждого по два.
|
</> |