Пять Адских Могуществ и "Искусство войны"

Сунь-Цзы, как и все китайцы, любил число пять. Пять стихий, пять цветов и так далее. [Хотя мне всегда казалось, что в "Искусстве войны" можно разглядеть следы и другой, возможно, более древней системы, с бинарными оппозициями и четырьмя элементам.] В общем, пятёрок там хватает, можно перебрать какие-то из них.
Самая знаменитая пятёрка — первая, с которой всё начинается. В каноничном переводе Конрада:
"Сунь-цзы сказал: война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Поэтому в ее основу кладут пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение].
Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.
Путь – это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
Небо – это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени.
Земля – это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь.
Полководец – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
Закон – это воинский строй, командование и снабжение.
Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает".
В новом переводе Малявина:
"Сунь-цзы сказал:
Война – великое дело государства. В то, что составляет основу жизни и смерти, путь существования и гибели, нельзя не вникать со всем тщанием.
Посему суди о военном искусстве исходя из пяти обстоятельств, определяй соотношение сил посредством расчетов, чтобы уяснить обстановку.
Пять обстоятельств суть следующие:
Во-первых – Путь, во-вторых – Небо, в-третьих – Земля, в-четвертых – Полководец, в-пятых – Правила.
Путь – это когда добиваются такого положения, при котором народ полностью разделяет намерения правителя и готов умереть с ним заодно и жить с ним заодно; когда люди живут без обмана.
Небо – это свет и мрак, холод и жар; таков порядок времени. [В войне побеждают благодаря тому, следуют ли этому или противодействуют.]
Земля – это места высокие и низкие, расстояния далекие или близкие, местность пересеченная или плоская, проходы широкие или узкие, позиции гибельные или спасительные.
Полководец – это мудрость, доверие, человечность, отвага, строгость.
Правила – это воинский строй, командование и распоряжение ресурсами.
Каждый полководец должен досконально разбираться в этих пяти обстоятельствах военных действий. Тот, кто их понимает, одержит победу, а кто не понимает – победы не добьется".
Исходя, в том числе, из этого...
Путь — однозначно Второе, это идеология, которая пронизывает всё общество сверху донизу.
Закон/Правила — вотчина Четвёртого, у них есть ресурсы ("неисчерпаемые богатства") и специалисты по логистике. В конце концов, именно они считают, что главное всё правильно организовать, продумать и составить чёткий план-инструкцию, "чтобы дело двинулось словно само собой".
Качества Полководца, вероятно, интересуют Первое; успех или неуспех охоты зависит от вождя, главного охотника.
Про остальное ничего сказать нельзя. Но, допустим, обстоятельства Неба, то есть времени, больше волнуют Третье ("вчера было уместно одно, сегодня другое"), а Земли, т.е. пространства — Пятое. Именно потому, что на Небо Пятому Могуществу точно плевать.
"Поэтому знают, что победят в пяти случаях: побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими, и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им. Эти пять положений и есть путь знания победы".
У Малявина:
"Поэтому известно, что существуют пять способов одержать победу:
Кто знает, когда можно сражаться, а когда нет, тот победит.
Кто знает, как малыми силами противостоять большому войску, тот победит.
Когда начальники и подчиненные имеют одинаковые намерения, тогда будет победа.
Кто бдительно выжидает, когда противник потеряет бдительность, тот победит.
У кого полководец талантлив, а государь не повелевает им, тот победит.
Таковы пять путей к достижению победы".
Кому какой способ симпатичнее? Второе Могущество, как обычно, выбирает идеологию, единомыслие, чтобы у всех сверху донизу была одна цель и одна Вера.
Первое Могущество делает ставку на элитных воинов-офицеров, которые могут командовать и большими, и малыми силами (и малыми силами против больших). А ещё желательно, чтобы они были опытными поединщиками, потому что, как писал Миамото Мусаси, бой есть бой, принципы везде действуют одни и те же, независимо от масштаба.
Осторожность и выжидание, пока противник сам не совершит ошибку — это похоже на Четвёртое, которое обвиняют в трусости и малодушии.
Пятое Могущество тоже способно проявлять осторожность, они грабители по своей природе, избегают сильного противника и атакуют слабого (или атакуют сильного с той стороны, где он больше всего уязвим).
Третьему, таким образом, достаётся невмешательство политического руководства в дела талантливых исполнителей на местах.
"Поэтому у полководца есть пять опасностей: если он будет стремиться во что бы то ни стало умереть, он может быть убитым; если он будет стремиться во что бы то ни стало остаться в живых, он может попасть в плен; если он будет скор на гнев, его могут презирать; если он будет излишне щепетилен к себе, его могут оскорбить; если он будет любить людей, его могут обессилить.
Эти пять опасностей – недостатки полководца, бедствие в ведении войны. Разбивают армию, убивают полководца непременно этими пятью опасностями. Надлежит понять это".
Малявин:
"Поэтому для полководца существует пять опасностей:
если он будет искать смерти, он легко может погибнуть;
если он будет думать только о спасении своей жизни, он легко может попасть в плен;
если он чересчур вспыльчив, его легко можно рассердить;
если он чересчур щепетилен, его легко можно оскорбить;
если он чересчур добр к людям, его легко можно поставить в затруднительное положение.
Эти пять опасных свойств суть слабости полководца, и они приносят несчастья на войне. Когда войско терпит сокрушительное поражение, а его предводитель погибает, это обязательно случается вследствие пяти опасностей. Надлежит тщательно обдумать сие".
Малявин так же приводит поясняющий комментарий Чжан Юя: "Заурядный полководец держится за одно и не способен к изменениям, поэтому судит обо всем со своей личной точки зрения и причиняет зло своему войску. Мудрый не таков. Он храбр, а не погибнет; осторожен, а не цепляется за жизнь; тверд, а не обидит другого; щепетилен, а не будет обижаться; добр, а не создаст себе заботы. Он должен понимать изменения в обстановке и не держаться за одно правило".
И это уже позволяет сформулировать правила мудрости для каждого из Могуществ, как ответ на присущие им слабости.
Первое: "храбр, а не погибнет". Воины Первого Могущества крайне ценят доблесть, но готовность немедленно убиться о врага является не самой лучшей стратегией. Можно быть отважным, и при этом избегать случайной и бесполезной гибели.
Второе: "щепетилен, а не будет обижаться". У воинов Второго Могущества всегда много святынь, а потому их легко оскорбить. Их мудрость состоит в понимании, что в словах язычников и еретиков нет ни веса, ни смысла, один только шум. Собака лает, караван идёт, Бог поругаем не бывает.
Третье: "тверд, а не обидит другого". Мудрость в том, что к людям надо помягче, что, впрочем, полностью соответствует их базовым убеждениям.
Четвёртое: "добр, а не создаст себе заботы". Четвёртых набирали из поздних народов развитых сытых стран, вот они и хотят, "чтобы все у них было по-хорошему". А это не всегда возможно.
Пятое: "осторожен, а не цепляется за жизнь". Проблема Пятых в том, что по базе они алчные беспринципные эгоисты со справкой. Но при этом, у них есть элитные войска, что подразумевает готовность к проявлению отваги и самоотверженности "за други своя". Иногда рациональный подход состоит в том, чтобы не стремиться к выживанию любой ценой.
|
</> |