"Пять Адских Могуществ", мысли о Третьем

топ 100 блогов gest17.03.2023 III. Третье Могущество

Центр всей могултаевской системы, ради которых он всё это и писал, протагонисты его истории. Рациональные гедонисты-релятивисты; как я понимаю, чем-то подобным были отдельные ветви эпикурейства, но не все.

С точки зрения фэншуя, гедонисты и есть Центр. Первое — Восток и Дерево (Зелёный или Синий Дракон), Второе — Юг и Огонь (Алый Феникс), Третье — Центр и Земля (Жёлтый Дракон, или, неканонично, Цилинь), Четвёртое — Запад и Металл (Белый Тигр), Пятое — Север и Вода (Чёрная Черепаха).

[Кстати, я писал, что не понимаю логику, стоящую за цветами флагов, но в этом фэншуйном варианте она почти имеется. У Первого на флагах присутствует синий цвет, и в китайском сине-зелёный — цвет стихии Дерева. У Второго — красный, цвет Огня (и ещё белый и чёрный, как оттенки пламени и цвета горючего с продуктами горения — уголь, дрова, зола, пепел). Третье — жёлтое с зелёным, цвет стихии Земли у китайцев + "земной" цвет для нас. Четвёртое — бело-золотой, то есть цвет Металла и, конкретно, Золота, с которым современные китайцы часто ассоциируют данную стихию (ср. "люди гибнут за металл..."). Ну и у Пятого чёрный, т.е. "грязный" цвет, отсутствие цвета.]

Суть Третьего... оно начинало с того же мировоззренческого кризиса, который привёл к рождению Второго. Жизнь полна страданий и лишена смысла, смерть ужасна, а избежать её нельзя, боги бесполезны. Лучше было бы вообще не рождаться. Производя на свет потомство, эгоистично и без спросу отправляя новые души в сей скорбный мир, родители совершают главное преступление против собственных детей, пытаясь затем тщетно искупить его заботой и любовью. Но в то же время, Третье отвергло то решение, которое предлагало Второе, считая его духовной анестезией и интеллектуальной эвтаназией — что, по-своему, иронично, так как Третье ничего не имеет против анестезии и эвтаназии, как таковых.

Третье предлагает взглянуть в бездну и признать, что мы живём в одном большом коллективном хосписе. Все тут смертельно больны, выписывают отсюда только вперёд ногами. Остаётся только получать максимум удовольствия, который вообще можно выжать из подобной ситуации, и не портить последние мгновения другим людям. А они у нас у всех последние! И прочий "трагический мажор" древнего язычества. Могултай как-то в качестве любимого примера приводил книгу (и фильм) "На берегу". Мир погиб, человечество погибло, осталась только Австралия, но и до неё скоро доползёт радиоактивное облако, спасения нет, все умрут, правительство раздаёт населению таблетки для быстрой и безболезненной смерти. И при всём при этом, жизнь пока продолжается, люди любятся, военные выполняют приказы, полицейские выходят на работу, электричество есть, вода из кранов течёт. Можно, конечно, начать истерить, бегать, орать, жечь покрышки и бить окна, но во-первых, это недостойно человека, а во-вторых, это будет мешать другим людям. И да, всё равно не поможет.

Можно спросить, и, кажется, спрашивали, где здесь разница с Четвёртым в ситуации неотвратимой гибели? Автор ведь описывал привычное и современное ему западное общество, а оно попадает в Четвёртое Могущество. Но логика тут такая, что Четвёртое бездну предпочитает не замечать, не думать о ней. Хотя она ведь никуда не делась и не денется, несмотря на все достижения науки и техники. В Четвёртом верят в хэппи-энд, считают, что мир нам чем-то обязан, а мир нам ничем не обязан: ничтожное по космическим меркам событие может обрушить в ноль всю известную нам цивилизацию или вообще покончить с жизнью на Земле. Завтра. (Судя по всему, в мире "Пяти Адских Могуществ" это как раз и произошло, человечество в полном составе покинуло мир живых.) Соответственно, люди в таких вот развитых обществах менее готовы к смерти, обладают меньшими резервами внутреннего достоинства и могут просто сломаться. Но могут и не сломаться, не обязаны ломаться, тут не угадаешь.

Чисто Третьим является потрясающая логическая цепочка, которую выстраивает Моглутай.

1. Жизнь — боль, мы в беде и помощи ждать неоткуда, мы все умрём, Небо немо.

2. Только земные, плотские удовольствия способны заставить нас хотя бы ненадолго забыть о вышеуказанных печальных фактах. Значит, они и есть самое важное, что есть в этой жизни, потому что позволяют примириться с жизнью, потому что после смерти и того не будет. Значит, мы должны гарантировать право на удовольствие себе и окружающим, заключив с ними взаимный пакт, иначе это просто не работает (длинное и убедительное обоснование).

3. А из этого следует, что необходима сильная авторитарная власть, которая будет поддерживать и охранять право людей на удовольствие, и вообще всячески заботиться о людях, гарантируя исполнение их взаимных гарантий. Диктатура, управляемая сверху патерналистская экономика, корпоративное государство, как итальянский фашизм или японский милитаризм, но без долбёжки про воспитание нового человека или "дух Ямато". "Если угодно, это брежневское государство с заменой обязательной марксистской идеологии на социальный гедонизм египетского образца" (*). Правительство не из народа, вместо народа, против народа (чтобы защитить народ от него самого).

Берём застойное время. Сохраняем командно-административную систему и плановую экономику, но выкорчёвываем и выкидываем всю идеологию. Ленин? Сумасшедший лысый сифилитик. Марксизм? Тупая разводка для тупых подлецов. Строительство коммунизма идёт нахрен, где уже давно находится моральный кодекс его строителей. Рабочий класс с его борьбой, негры в Африке, мировая революция — всё нахрен. Бога по-прежнему нет, но никто не запрещает ставить ему свечки. Зарплату политрукам платим по-прежнему, но переключаем их на проповедь социального гедонизма египетского образца (тм). Можно бухать, можно трахаться. Любители более интеллектуальных удовольствий могут сходить в театр или в байдарочный поход. По ночам по телевизору порнуху ещё стоит начать крутить, как в Югославии. И власть это счастье гарантирует, но говорит: если кто пойдёт против нас и нашего режима, и попытается что-либо изменить в ущерб общему довольству, мы его раздавим. Но только за это, по делам. И будет тогда не СССР, а утопия, лучшая из возможных на этой несовершенной Земле, покруче чем "Полдень" и "Туманность Андромеды", вместе взятые. [Это я слегка глумлюсь, но имейте в виду: 10-14 лет Могулая пришлись на период с 78 по 82 год. Я не могу не думать о том, что это частично объясняет его любовь к данному периоду отечественной истории.]

При этом, сам Могултай говорил, что, дескать, что вы все так прицепились к тирании, тирания в моей концепции не самое важное (и не самое страшное: "почему не учитывается, что скатывание в тиранию (...) — мягко говоря, не худшее, что может ожидать людей?").

Бесшовный переход от "рационального гедонизма" к "просвещённому абсолютизму Наполеона, Муссолини, Тодзио, Салазара, Брежнева" — это и есть такой интересный момент, после которого "но..." уже не играет. "Да, но Страна Хатти не утопия...", и всё в таком духе.

Вот полезная фраза, позволяющая разместить Могущества в концептуальном пространстве:

"Третье и Четвертое Могущества равно ценят удобство и благополучие; Четвертое и Пятое не желают связывать себя многими обязательствами и весьма любят Свободу".

Пять Адских Могуществ, мысли о Третьем

Четвёртое Могущество в равной степени ценит свободу и комфорт с благополучием, и считает, что их можно примирить (freedom of + freedom from). За это остальные Могущества считают их лицемерами, типа "вы ходите свободу действий совместить с защитой от последствий". Пятое ценит свободу не меньше Четвёртого, и именно за это Четвёртое его уважает — но только Пятое вкладывает в понятие "свобода" совершенно другой, местами людоедский смысл. При этом, "нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!" — адепты Пятого Могущества ради свободы и "права на лево" готовы терпеть даже страдания и лишения. Они почти что аскеты, "причинение зла другим само по себе уже награда". А Третьи наоборот: "дайте нам заманчивые своды, и не надо никакой свободы!" Выбирая между комфортом-благополучием и свободой, они всегда выберут комфорт, "золотую клетку". Грубо говоря, это фракция содержанок. Вот, допустим, вы оказываете начальству различные услуги интимного характера, а оно вам за это платит — по рыночному курсу, или даже выше. Значит, сделка честная! (И, как подразумевается, добровольная, но для Третьего, я думаю, разница не особо существенна.)

Когда Третье начинает объяснять Четвёртому, что "мы очень любим бисексуальность и анальный секс, и вот чтобы защитить наше право на сексуальную свободу, нам нужна патерналистская диктатура", у представителей Четвёртого челюсть так прямо на пол и падает. А представитель Третьего потом записывает: "В Четвертом Могуществе о человеческом уделе полагают примерно то же, что в Третьем, однако считают, что довольство вовсе не нуждается в Верности и обременительных Клятвах". А оно нуждается!

Отсюда, видимо, берётся моё внутреннее убеждение, что персонажи, которых описывает Могултай, являются по характеру больше подчинёнными, и при том отличными, лояльными (Верность, Клятвы!) подчинёнными, которые лучше всего проявляют себя в ситуациях, когда у них есть начальник из Первого или приличной части Второго Могущества (с теми не угадаешь, конечно). Но вот лидерами с неограниченной властью им становится не стоит. Условный Наполеон — хороший артиллерийский офицер, отличный генерал, гениальный полководец... и выше ему лучше не лезть. "До генерал-майора Феогниду не дорасти. Его потолок - даже не полк, а рота".

Такое убеждение задаётся самой структурой текста. Про Первых мы узнаём, что их картина мира — господство сильных над слабыми, но сильные должны быть великодушны. Себя они считают сильными, потому и смотрят на остальных сверху вниз. Четвёртое и Пятое ценят свободу, их адепты считают себя свободными. Идеалы у них, скорее, республиканские, хотя это две очень разные концепции республики. Вторые нуждаются в строгих Наставниках, которые будут за ними наблюдать и исправлять их ошибки, им надо "укрепляться в добродетели под попечительством мудрого и отечески сурового Правления". А вот Третьим тоже нужна Власть над ними, "но лишь для того, чтобы можно было, пожертвовав немногим, в безопасности потакать своим желаниям и наслаждаться любыми радостями". Да, Власть, но не требовательная и строгая, а заботливая и понимающая, которая будет закрывать глаза на их маленькие шалости. Но это всё равно взгляд снизу вверх.

С точки зрения сеттинга, это создаёт определённые проблемы для их общественной структуры. Они все считают, что было бы лучше, если бы был ровно один Начальник, решающий всё за других, но одни не могут им стать по своей природе (и поэтому нуждаются в господине), а другие (волей автора, слишком многочисленные) уже побывали такими начальниками на Земле, и потому не захотят идти в подчинённые к другим, дескать, с какой стати? Можно было бы назначить Цезаря главным, но что делать с Наполеоном? В жизни Цезарь решил бы эту проблему так, как она разрешилась с триумвиратом, но тут-то все бессмертны, никто окончательно не умирает. Если бы все эти люди верили в выборы, избирательное право, процедуру и так далее, они бы здесь, наверное, не оказались. Но и каких-то объективных критериев определения лидерства у них тоже нет, это не Первое и не Пятое. Но как-то они всё-таки договорились и сорганизовались в "офицерские роты". Вот что Клятва животворящая делает!

И ощущение, что они в кольце врагов, тоже, надо полагать, способствует внутренней стабильности и предотвращает розни.

"Однако ж людей, родившихся после Рождества Христова, видно среди них очень мало, из чего всякому видна сила Святого Крещения, угнетающего развратные помыслы даже в тех, кто его не принял... Вообще, Третье Могущество не особенно многочисленно и давно было бы уничтожено, если бы прочие смогли сговориться против него".

Я бы сказал, что оно простое самое маленькое и слабое. Про Пятое никто не говорил, что его можно убить целиком, хотя Пятые — мрази со справкой и их никто не любит. Третье, теоретически, можно уничтожить даже с учётом того, что в аду окончательной смерти нет. Иными словами, его можно было бы истребить, как организованную структуру, снести всё ими построенное, и держать круглосуточную вахту на соответствующих пунктах респаунинга, убивая вновь воскресающих Третьих по мере их поступления. Просто слишком сложно, дорого и желающих нет. (Сравните с фразой, что Второе могло бы завоевать весь ад, если бы не их внутренние конфликты.)

Такое соотношение сил выглядит логичным. За Первым вся человеческая древность и воинская элита глобального Средневековья, за Вторым — христиане, мусульмане, китайцы и всё-все-все, оно "сильнейшее по числу подданных". Четвёртое оформилось совсем недавно по историческим меркам, но берёт к себе граждан из современности, где просто живёт (и умирает) больше людей, чем в предыдущие эпохи. Пятое, судя по описанию, уступает Третьему в организованности, но не в численности, активно вербует сторонников в Африке, Латинской Америке и где угодно; и вообще, когда это в мире был дефицит сволочи? Третье опирается на древние царства Востока, по самую Индию, но в те времена людей на Земле было не так много; а в последнюю пару тысяч лет, как пишет наш рассказчик, ручеёк начал пересыхать. Наступление осевого времени больно ударило по Третьему.

Это, опять же, меня не удивляет. Есть такой мем, "раздражённая птичка", где воробушек пытается чирикать, а потом появляется наглая чёрная ворона и просто забивает его своим "Кар! Кар!" Существует в огромном количестве вариантов, например, про разницу между православными гимнами и протестантской музыкой:



Только в этом варианте могултаевский воробушек затягивает что-то такое:

"Когда пьют — пей, а насытишь свой дух —
пусть никто не узнает, как тебе тяжко.
Иногда порадует дело, а иногда бездействие
досадит, не всякий всегда может.
Положи, Академ, песню завести на день целый,
а наградой — мальчик прекрасноцветущий..."


Но врывается к нему ровно то же самое: "Бог за нас вступился! Тьму одолевая! Озаряя Царство! Что не пресечётся! Именем Иисуса! Враг во прах повержен! И мы бросим клич, бросим клич!"

Когда я узнал обо всей этой теме с "Пятью Могуществами" (в 2010-2011), меня невероятным образом забавляло, что вот Третье после наступления нашей эры вообще встречается очень редко, но в том закутке Рунета, где сидел Могултай, к Третьему себя относил каждый первый. "Я себя под Пять Адских Могуществ, мысли о Третьем wyradhe чищу, чтобы плыть в Вавилон дальше!" "В Третье могущество меня прибило какими-то причудливыми путями. И это особенно забавно, если учесть что сомнения у меня возникают лишь в том, _могу_ ли я входить в эту партию, а не в том, _хочу_ ли я этого". Очень нехорошо над таким смеяться, невозможно было над этим не смеяться.

Потому что, ну серьёзно, кто в том кружке мог похвалиться небывалым Развратом? "[Третье Могущество] среди прочих почитается Развратнейшим, ибо сластолюбивая откровенность его переходит всякие границы". Это отдельная тема, потому что "развратнейшими" их считает даже Четвёртое, которое, очевидно, простым гомосексуализмом не испугать, там нужно что-то покруче. Я всегда делал смысловое ударение на эту "сластолюбивую откровенность", будто слуги Третьего всё время об этом рассказывают — "вы хотите поговорить о Господе нашем, Анилингусе?" — и если что и способно быстро задолбать людей в ноль, то вот это.

Или вот: "Многие русские Капитаны и Генералы того же времени, известные своими походами против разнуздавшейся черни, все оказались на службе Третьего Могущества". Много ли у вас подвигов в борьбе против разнуздавшейся черни? Если нет, то, как говорится, не выпендривайтесь и слушайте свои "Валенки". Приличный современный человек? Отправляйтесь в Четвёртое, к проклятым пендосам. Неприличный современный человек? Отправляйтесь в Пятое. Сильно верующий, советский патриот или странник в поисках высшего смысла — есть Второе, со сверхценническими религиями, идеологиями и философией на любой вкус. (А хуже всего там были всякие "по софту я это, по железу я то, я немножко это, и ещё это". Ведь главный принцип концепции в том и состоит, что у каждого человека есть только одна главная страсть, которая всё перевешивает, независимо от того, что он сам о себе думает.)

Простой критерий на разницу между Третьим и Четвёртым в рамках сеттинга — отношение к рабству. Четвёртое готово отвергать рабство по идейным соображениям, потому что верит в принципы, в нравственные аксиомы. "Свобода лучше чем несвобода", "все люди рождены свободными". А учитывая, из каких исторических обществ наполнялось Третье, для них рабство просто естественный и неизбежный социальный институт. Там картинка мира сильно "до нашей эры", календарь кончается нулевым астрономическим годом. Зачем говорить неправду, что все люди рождаются равными и свободными, если часть людей, очевидно, рождается в рабстве? Вот жестокость по отношению к рабам — это, безусловно, плохо. Не надо так. Конечно, Могултай в разных тредах умудрялся и жертвоприношения детей оправдывать, тоже с позиций рационально релятивизма: во-первых, смотря каких, во-вторых, смотря для чего, а в-третьих, люди всё равно жертвуют собой ради Родины, какая, в конечном счёте, разница?

Пять Адских Могуществ, мысли о Третьем

Тут видно, что человек по каким-то причинам (и по вине Могултая), начал считать, что положительные персонажи, типа правителей, которые заботятся о своих поданных — это всегда Третье Могущество. Когда это Конан отрекался от идеалов Первого?

С другой стороны, просмотрев какое-то количество этих обсуждений, я не понимаю и попыток тогдашних оппонентов изобразить Третье Могущество "плохими". С чего они плохие-то? Там же вся идея в том, что они укладываются в диапазон между старательными, добросовестными, достойный людьми — и людьми, может быть, не слишком нравственными и не слишком добрыми, но хорошо воспитанными, соблюдающими все нормы человеческого общежития (в том виде, в каком они сложились до нашей эры). С любовью к жизни, несмотря на весь её трагизм, и безусловным позитивным мировоззрением. Они верны друзьям и данному слову, не предают своих, стараются не понижать планку допустимого и искренне считают всех людей людьми, заслуживающими человеческого отношения — что уже много в рамках сеттинга, где есть Пятое и худшие части Второго.

Возвращаясь к тому, что Третьих, в принципе, мало. Могултай тоже начудил, трактуя Третье Могущество, как коробку с любимыми солдатиками: "Сципион Африканский... Чацкий с Грибоедовым... и белогвардейцы!" Понятно, что его игрушки, его правила, повторю это в очередной раз, но в итоге сложилась абсурдная ситуация, когда в первом из знаменитых полководцев только Александр Македонский, а в Третьем буквально они все. "А ещё там может быть адмирал Нельсон! Фридрих Великий! Чингисхан! Шведские Карлы и Густав Адольф!" Сразу возникает подозрение, что определялка засбоила. То же самое, когда он в разных тредах пытался пихать в Третье Могущество кого-то из народов позднейших эпох — тех же монголов, индусов, японцев... Это просто противоречит наблюдениям, то есть тексту нашего рассказчика. Если бы, например, в Третье Могущество попадала Индия, как сущность (а не просто отдельные "темнокожие князья Короманделя и Малабара"), там и была бы одна Индия, и не "Баалы с Астартами" виднелись бы на тех флагах. Просто потому, что Индия огромна, там уже умерло и ещё умрёт невероятное количество народа — намного больше, чем жило и умерло в отдельных царствах древнего Востока до нашей эры, которые и определяют характер Третьего. Но в том-то и дело, что Индия и индуизм, как семейство религиозных практик и философий, представляют собой настолько масштабное явление, что они неизбежно поставляют души во все могущества: и в Первое, и во Второе, и в Третье, и в Пятое, и, чем чёрт не шутит, в Четвёртое ("святая корова!"). Просто в Третье, как и во всех остальных случаях, попадает сравнительно мало людей.

У меня тут есть совершенно иррациональный и субъективный критерий, лузер-фильтр. С эстетической точки зрения, Третье должно хоть в чём-то, но напоминать о лузерах. Потому что они лузеры, по сюжету. В своё время на шахматной доске Ближнего Востока Третье влетело Второму просто в одну калитку, даже когда эти два лагеря были сопоставимы по ресурсам, технологиям и кадрам. Не помогли им тугопопые мальчики, прости господи.

Взять упомянутого в тексте Цезаря. Он лузер? Как посмотреть. Но, хотя бы, его зарезали друзья, это уже что-то. Октавиан Август выиграл гражданскую войну, основал империю и стал первым настоящим римским императором, но именно поэтому он во Втором Могуществе.

Наполеон, "Император Французов". Ладно, лузер. Угробил невероятное количество соотечественников (вот она, патентованная забота о благе поданных!) ради того, чтобы просрать свою империю дважды. Это как компания Sony, которая выпустила фильм "Морбиус" в прокат во второй раз, чтобы он снова смог провалиться. У Наполеона ещё был племянник, тоже Наполеон, тоже просрал корону. Может, и его в Третье? Он, правда, считал себя верным католиком, но, как мы знаем, это не проблема.

Муссолини, "итальянский Дука Бенита". Не, ну это точно лузер. Решил решить экономические проблемы Италии за счёт завоевательных войн. Благодарный итальянский народ отметил успех подобной внешней политики в стихах:

Quando Vittorio era soltanto re
Si bevea del buon caffè.
Poi divenne Imperatore
Se ne sentì solo l'odore.
Oggi che è anche Re d'Albania
Anche l'odore l' han portato via.
E se avremo un'altra vittoria
Ci mancherà anche la cicoria.

Когда наш Виктор был простым королём,
Можно было пить хороший кофе.
Когда он стал императором
От кофе остался только запах.
А когда он оказался ещё и королём Албании,
Не стало и запаха.
Если блестящие победы продолжатся,
Не останется даже цикория.


Долго решал, под кого лечь, в итоге, решил лечь под Гитлера. Что особенно смешно, потому что в начале 30-х многие считали, что Муссолини — выдержанный, расчётливый, опытный и прагматичный политик, а Гитлер — истеричный неадекват. А кончилось тем, что Бенито превратился в бесправную марионетку Гитлера, не сумев его пережить. И даже про поезда, приходящие вовремя, говорят, что это был просто пиар.

Салазар, "поздний Регент Лиссабона по имени Саласаро". Это меня немного поставило в тупик, потому что на Португалию, в принципе, всем плевать, кроме португальцев. Салазар и проиграть-то ничего особо не мог, что у него было? И потом, холостяк, репутация анахорета, что в нём от Третьего? Начал читать — жил в доме с маленькими девочками, дочерьми подчинённых, и играл с ними в "папу". Ну ладно, это Третье! Гы-гы. Ладно, допустим, Салазар посвятил себя сохранению Португальской колониальной империи. Наследие Генриха Мореплавателя, идеалы Лузотропикализма. "Португалия останется империей или перестанет существовать", всё в таком духе. Чем всё кончилось? Режим сложился, как карточный домик, через шесть лет после смерти Салазара. Так что уровень Брежнева, скорее. Но пускай будет.

Вышеупомянутые белогвардейцы, "русские Капитаны и Генералы". Ну эти патентованные лузеры, всё проиграли и оставили страну большевикам.

Если бы мне нужно было бы кого-то сюда добавить, руководствуясь вышеозначенными критериями, я разбавил бы белогвардейцев южанами-конфедератами ("Наверное, американец Юга сказал бы обо всем этом периоде, что "южные полковники-лендлорды еще не проиграли""), бурами какими-нибудь, родезийцами; естественно, такими, которые не были упоротыми расистами. Были же там и приличные люди?

Можно засунуть сюда отдельных одиозных личностей из отряда "Синсэнгуми", которые воевали за сёгунат даже тогда, когда это стремительно выходило из моды.

И лично адмирала Ямамото (в исполнении Тосиро Мифунэ, из фильма 1968 года), который любил вино, гейш и азартные игры, а в конце-концов поставил на карту и свой любимый Флот, и судьбу Империи.

А если записывать туда какой-то народ массово, из современных, то я бы предложил армян, они всё сделают лучше. Современный народ — но с историей, которая тянется в седую древность, чуть ли не до самого любимого могултаевского периода, до самого любимого могултаевского региона. Репутация очень умного народа, но без еврейского шлейфа религиозной шизы. Христиане, но со своим особым христианством, отличным от других. И не то, чтобы я был специалистом по армянскому менталитету, но я не помню, чтобы у них была репутация фанатиков или сверхценников. Южный народ, то есть умеющий жить и знающий толк в удовольствиях. Перепробовавший за свою историю чуть ли не все формы правления, а потому не испытывающий пиетета или особых иллюзий на их счёт. Клятвы и Верность — вполне, знали и знают, что такое сражаться за свой народ и свою землю. Но предпочитают воевать, чтобы выжить, а не чтобы отдать жизнь за светлые идеалы. И это небольшой народ, так что даже если в Третье Могущество будет поступать аномально много армян, это не изменит общий расклад сил. Наконец, армяне начали проигрывать ещё до того, как русские вообще появились на исторической сцене, и потеряли больше, чем у многих народов когда-либо вообще было. К сожалению.

Хотя я увлёкся, история, конечно, не о том, кого бы я сам включил в Третье для красоты, а о принципах.

"Из Римлян здесь, — упомянем для тех, кому это может показаться достойным упоминания, — одни только Юлий Кесарь, Веспасиан и Скипион Африканский, каждодневно оплакивающие то, что им приходится сражаться против соотечественников, во множестве находящихся во Втором и Пятом Могуществах".

Из этого я вынес две вещи. Во-первых, что римляне обычно попадают во Второе или Пятое, и что это обычная судьба подданных больших агрессивных империй. Во-вторых, что слёзы эти лицемерные. Если бы Цезарь по-настоящему любил Рим, как державу, он бы попал во Второе, к Октавиану и Катону. Если бы он любил именно римлян, как единственных настоящих людей, несказанно превосходящих варваров, и на основании этого имеющих право творить с варварами всё, что угодно, он бы попал в Пятое. Но он не был ни тем, ни другим, у него были совсем другие приоритеты.

"А иные, напротив, радуются, что могут теперь невозбранно сводить счеты с врагом, посягать на которого раньше их не допускала общая Клятва; и в применении к таким людям назначение Ада выглядит, пожалуй, не так уже явно, как к тем первым".

Это я тогда назвал "казусом тёщи". И да, речь идёт именно о Третьем Могуществе, только для Третьего Могущества имеют смысл Клятвы с больших букв. Тут буквально написано следующее. Вот допустим, у тебя при жизни была тёща из анекдотов, которая тебе очень не нравилась. Но ты не мог и не имел права поддаваться своим естественным импульсам в её отношении, потому что вас связывала Клятва — как членов одной семьи, как никак, и как граждан одного и того же человеческого сообщества. Но теперь ты умер и родился заново, вы попали в разные Могущества, и Клятвы, получается, у вас теперь тоже разные. Теперь ты можешь найти свою тёщу и убить её столько раз, сколько захочешь. Ну или она тебя, как получится, тут всё по-честному. И заниматься этим можно вечно! Можно вечно находить и убивать свою тёщу! Воистину, по отношению к людям Третьего Могущества ад превращается в свою противоположность.

Я думал ещё тиснуть рассуждение о том, что такое Клятва, и почему это было так важно для Могултая, но это в данном случае и неуместно, и непосильно. Просто представьте себе новую историю России где-то так с 1991 по 2001, и вот автор смотрит на всевозможные печальные события и думает: "А вот если бы эти люди знали, что они, будучи гражданами России, являются членами одного сообщества и потому связаны общей Клятвой, они бы не творили с друг другом всех этих нехороших вещей, или остановили бы тех, кто их творил".

Что касается посмертной судьбы, то Третьи получили не то, на что рассчитывали, а нечто совсем иное и лучшее. Существование ада опровергло одну из основ их мировоззрения: земная жизнь вовсе не была хосписом, это был не более чем опциональный туториал перед Основной Игрой. И теперь можно быть вечно молодым и вечно пьяным, не страшась последствий — ни венерических болезней, ни нежелательных беременностей, можно упиться или обожраться до смерти, а потом воскреснуть свежим, как огурчик. И можно вечно воевать с тёщей-сверхценницей! (Не устаю это повторять.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Решение не иметь детей Софи: Меня зовут Софи. Мне 37 лет. Я психолог и открыла соб­ственную врачебную практику полгода назад. Я замужем уже десять лет. Б.Х.: У вас есть дети? Софи: Нет. Как раз об этом я и хотела сейчас сказать. Этот вопрос стал сейчас для нас актуальным, так ...
Короче накатил сборку от протунки. Зашёл подредактировать, а там чота пиздец... Нет папок gui и scripts. Всё не так как раньше. Надо для мода принудительная установка кратности поменять дефолтное х4 на х2. Раньше это менялось в файлике defaultZoom.json. Теперь такого файла нет. Нет ...
Я тут сейчас в большом летнем турне как всегда, поэтому несколько фоточек из инстаграма :) Полярный день - ночь на дворе, а солнце все еще не зашло :) Есть такая профессия - тискатель котиков! ...
Итак дамы и господа, и все неравнодушные! шоу начинается, прошу занять места. Администрация Лукашенко: оппозиция готовит провокации с применением взрывчатки Оппозиционные кандидаты на пост президента Белоруссии, призывая своих сторонников ...
Сегодня некоторым образом годовщина моего журнала. Я встал пораньше, чтобы поблагодарить вас за то, что он есть. Четыре года я учусь у вас спорить. Это, правда, без особого толка. Но зато за четыре года я сто-о-олько узнал! Спасибо вам, дорогие мои ...