Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

топ 100 блогов glukovarenik11.07.2023


Вторая часть фотографий, снятых в конце мая в День рождения Палеонтологического музея.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Я этот музей очень люблю, но в последнее время очень хотела попасть туда совсем не за динозаврами. Вернее за ними, но в контексте моих личных последних увлечений :)

И вот так удачно все совпало.

Во-первых — уникальная архитектура этого здания. Я как-то в первый раз (наверное, т.к. было это давно) сразу восприняла его для себя как нечто удивительное и целое. Но тогда я архитектурой не особенно увлекалась! А вот недавно прочитала замечательный пост Татьяны Барлас и взглянула на все это хорошо знакомое новым взглядом.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Успела, будучи там, ухватить фотовыставку, посвященную созданию музея.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Процесс этот, надо сказать, был долгим и сложным. Буквально через тернии

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Сначала музей Палеозоологического института в Ленинграде, затем переезд через 3 года в Москву. Размещалась коллекция тогда в крошечном домике в Нескучном саду

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Мы с Варварой еще рассуждали, почему так много находок из Монголии. Да потому что близко, и денег они небось за это не брали у Большого Брата. И там копать не перекопать.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Великий Иван Ефремов, недавно вспоминали о нем с Палеонтологический музей. Архитектура и керамика inga_ilm. В первую очередь он был археологом, палеонтологом, как раз руководил полевыми работами в Монгольских экспедициях АН СССР.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

А потом начали строить это огромное новое здание. 15 лет! 

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Замечательные кадры, люблю такое!

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

И вот тут мы плавно переходим ко второму моему современному увлечению. Керамика!

И именно тут, в Палеонтологическом, совершенно неожиданно, можно долго рассуждать и разглядывать.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Потому что весь музей украшен уникальными керамиками гжельских!!!! мастеров.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Самое главное — это гигантское панно «Древо жизни», которое встречает всех посетителей, сразу за билетным контролем.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Все керамические работы заняли 7 лет — с 1980 по 1987. Делали и обжигали в Речицах, потом перевозили и собирали в Москве.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Посмотрите, сколько деталей, листочков, всего. И это глина!

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

У них лапки :)

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Я и так то все время зависала перед этим панно, а теперь, зная историю создания, втройне интересно разглядывать.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Александр Белашов и Мария Фаворская стали руководителями целого коллектива мастеров. Они пригласили и объединили замечательных художников, которые могли работать вместе, не теряя при этом своей индивидуальности, не разрушая цельности замысла архитекторов нового здания Палеонтологического музея – Юрия Платонова (1929-2016), Валентина Когана (1925-2006) и их мастерской.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Композиция «Древо Жизни» заняла отдельную башню (высота – 20 м, ширина – 26 м) при входе в музей. В основе идеи – символическая скважина, на которой видны различные геологические слои. Расположенные сверху и снизу зеркала делают композицию бесконечной в пространстве.

Каждый слой – палеозой, мезозой, кайнозой – имеет свой образ, огромными пластами выходящий один из-за другого. Слои образуют огромное Древо жизни на Земле, венчающееся Человечеством, представленным в образе Матери с младенцем.

Очень важны орнаментальные кирпичи (листья), объединяющие всю композицию и рассказывающие о развитии растительного мира на Земле.

Композицию «Древо Жизни» невозможно увидеть всю сразу – это целый мир (тем более нельзя сразу сфотографировать). С профессиональной точки зрения было очень сложно выдержать рельеф и покраску, чтобы работа не развалилась и воспринималась как единое целое. Принцип объединяющего темного фона, символизирующий темно-синее небо Вселенной, спасает ситуацию.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Конечно, была проведена серьезная работа с учеными по отбору материалов для «портретов» геологических эпох. При этом были трудности: дело в том, что палеонтология как наука имеет дело в основном с беспозвоночными и микроорганизмами, которые составляют основу биомассы нашего мира. Динозавры – это экзотика для популярных изданий.

Группа ученых (в основном, «беспозвоночники») требовали, чтобы панно отражало их представления о развитии Земли и было чем-то вроде диаграммы, только очень большой. 

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Огромная работа велась в несколько этапов. Сначала художники отрисовывали 5-метровые картоны в мастерской, каждый отдельно. Затем картон передавливался на наклонно набитый лист глины в Гжели. Лепился, выбирался, красился, обжигался, пронумеровывался, но как это все смонтировать, чтобы избежать больших несостыковок, никто не знал.

Перекос в два миллиметра внизу заканчивался десятками сантиметров наверху, так что в этих местах приходилось делать дополнительные куски между композициями.

Мастерская наполнилась рисунками по результатам изучения скелетов доисторических животных. В технологические паузы создавались творческие работы на палеонтологические темы. Когда панно было закончено, появилось ощущение, что теперь нет ничего невозможного. 

В 1993 создатели музея архитекторы Ю.П. Платонов, В.М. Коган, В.П. Нагих, Л.А. Яковенко, скульптор А.М. Белашов, художники В.А. Дувидов, М.П. Митурич-Хлебников, скульптор и художник-керамист М.В. Шаховская были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Большие по площади низкие рельефы были выполнены молодыми тогда художниками – П. Степановым, Е. Шеловой, О. Куликовой и М. Бариновым. Графики Май Митурич и Виктор Дувидов написали большое панно в зале динозавров.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Я нашла автограф Марии Фаворской!

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Бесконечная прелесть и счастье!

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

А вот это — ах. Я бы пошла на ограбление музея в этом зале :)

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Небольшое панно в зале Каменноугольного периода «Девонский лес» было создано первым, на нём отрабатывалась организация работ: сначала с учеными, потом на заводе и, наконец, сам монтаж.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Керамика везде. И это прекрасно!

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

В конце 1980-х годов были сделаны огромные скульптуры для дворика Палеонтологического музея: Таранозавр, Зауролов, Шерстистый носорог, Мамонт, Птеродактили.

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

К сожалению, сейчас во дворик никак не попасть, он все время закрыт. Но мы там были! 0_0 с друзьями из Минска, у меня есть фото маленькой Вари в этом дворике. Как-то просто сами прошли?

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Еще одно большое керамическое панно 

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика
Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Тут уже сплошные млекопитающие

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

Но динозавры нам милее :)

Палеонтологический музей. Архитектура и керамика

А.М. БЕЛАШОВ:

- Участие в создании Палеонтологического музея оказалось главной работой моей жизни. Так получилось, что вся предыдущая жизнь была подготовкой к этой работе. Новое здание, задуманное архитектором Ю.П. Платоновым, уже в своей планировке имело образный смысл. Создавался храм, посвященный сотворению жизни на Земле в понимании людей сегодняшнего дня.

Было ясно, что задача сверхсложная и нужно создать авторский коллектив. Но где взять авторов, способных лепить вымерших животных? Скульпторы испорчены комбинатскими заказами. Как раз тогда, в 1980 году, мы готовились к выставке анималистов РСФСР, и я вел творческую группу в доме творчества Кардовского в Переславле-Залесском.

Там и нашел я молодых художников, которые могли работать для музея – П. Степанова, Б. Чёрствого, С. Казанского и О. Куликову. Позже появился В. Трофимов со своим учеником, бывшим архитектором П. Панченко.

Год мы пытались понять и ощутить тему, работая в старом музее с окаменелостями. Ученые терпеливо нам что-то объясняли на доступном нам языке.

Появились организационные трудности, пришлось «пилить» заказ на части, на суд многих худсоветов. Задание на керамику устроить на керамическом предприятии не удалось – директора отказали. Так что провели заказ на Перовском комбинате монументально-декоративного искусства, а выполняли его на субподряде в Гжели.

Всю зиму 1981 года мы работали с подлинными находками. Возникали сотни вопросов, на которые ученые отвечали уклончиво. Так что нам самим приходилось очень многое постигать. Мы, в частности пытались понять, что такое эволюция? Направлена она или случайна? В чем ее смысл? Существует ли мышление вне человека, если эволюция направлена? Зачем эволюции нужно разделение на два пола? Как возникают биологические конструкции и их развитие во времени и возрасте? Зачем нужна смерть и нет бессмертия? Думает ли о будущем все живое на Земле? И это была только часть вопросов.

Палеонтология заставила нас думать, а не искать в природе готовых рецептов и правил. Начали появляться эскизы резьбы по камню Баринова, Степанова, Куликовой и керамических рельефов Малышевой, Малолеткова, Фаворской, мой эскиз «Древо Жизни».

Я с удивлением понял, что глубоко в недрах Земли когда-то светило Солнце. Что Земля - как слоеный пирог и что каждый слой – это неведомый пейзаж и целый мир удивительной, незнакомой нам жизни, который существовал без людей. Что если просверлить скважину в Земле, то мы увидим много миров, которые следовали один за другим. Ученые придумали названия этим мирам, сгруппировали в эпохи, изучают взаимосвязи, накапливают сведения. Вот это все и стало содержанием моей композиции «Древо Жизни».

И еще вспомните сказку о живой и мертвой воде. Вот череп, кость, скелет никем не виденного существа – ученый должен полить этот скелет мертвой водой, и скелет обрастет мышцами, кожей, шерстью. Художник поливает это существо живой водой и под его рукой образ оживает. Долго не удавалось найти автора для фрески в зале динозавров. Олег Филатьев два года работал над эскизом, – не получилось, – отказ. Работал его ученик – тот же результат.

Попросили Мая Митурича с Дувидовым – эскизы получились, но на стену лезть боятся, двести квадратных метров – не шутка – все ж таки графики. И только когда встал вопрос о возврате аванса за эскиз, появилась некоторая бодрость. Исполнили они работу очень быстро, одним духом, очень удачно, всем на радость.

Прежде чем приступить к работе над «Древом Жизни» в 500 м2 я сделал небольшой рельеф «Карбоновый лес», чтобы постичь керамику для этого здания. Кирпичная кладка и керамика очень подходят друг к другу. Но возникали вопросы выноса рельефа, цветовой активности, сочетания рельефа и росписи, а также монтажа.

Сам лес каменноугольного периода я сделал так, как его понимают ученые, хотя мне казалось, что как лес он существовать не мог. Он мог существовать как болотный мох, который, находясь в воде, опирался друг на друга. Особенно это касается липидодундронов и сигиллярий.

Зеркала возникли неожиданно для меня и архитекторов. Работая над эскизом башни, нужно было хоть как-то решить пол башни. Обдумывалась возможность поставить туда какие-нибудь скульптуры и налить туда воду. Я попробовал имитировать воду зеркалом. Получился неожиданный образный эффект, изменяющий пластический смысл рельефа, превращающий его в скважину, в бесконечность прошлого и будущего. Архитекторы поддержали идею.

Наконец, началась работа в Гжели по исполнению в керамике «Древа Жизни». Выполнены все расчеты, согласованы эскизы, построены щиты в старом цехе, набит пласт глины, переведен рисунок, начали появляться первые куски рельефа.

В целом Музей получился, и для меня каждый день посещения становится праздником. Праздником было и официальное открытие Музея. При большом скоплении народа, торжественных

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не хочется что-то здесь появляться. Слышал, что по новым правилам, тем, кто здесь не появляется энное количество времени, серьезные дядьки из ЖЖ будут блокировать аккаунт. Вранье наверное. Хотя, если что, будет немного жаль написанного ранее... Недавно закончил читать трилогию "Дети ...
Здравствыйте друзья! Больше месяца уже я здесь ничего не писал. Стоило приехать в Таиланд, как времени на интернет нет совсем. Но раз в месяц постараюсь здесь отмечаться – писать как у меня дела. Первые три недели после приезда я провел в Паттае, ...
Обычно я выкладываю всякое пиво, а ведь в дороге больше пьется сок или вода. В Казахстане вот продают прекрасный сок. Там же его и производят. ...
В Копенгагене совершено очередное нападение радикальных мусульманских террористов. Есть раненые и погибший. Похоже, что целью являлся художник Ларс Вилкс, который в свое время рисовал карикатуры на пророка Мухаммеда. Есть же в мире много нормальных мусульман, им и в голову не приходит ког ...
http://www.radikal.ru/  (вам нужен код под номером 6), там дается html-код картинки, его надо скопировать и вставить в комментарий. Очень прошу – не превью. Я для голосования обрабатываю все фотографии так: разрешение 300 пикселей, размеры (большая сторона: ...