Паки и паки про Михалкова
geliy — 09.04.2011 Теги: Михалков Посмотрел НТВ-шников с Михалковым. Долго думал. Всем Никита Сергеич раздал на орехи, во всём хорош, всё правильно, а что-то не так. Конечно, удручает общий уровень вопросов ведущих и эти клоуны из ГУМа. Глубже всех оказался Гельман, который что-то такое нащупал, но тут же потерял. И дело конечно не в мигалках и не в Бесогоне, это лишь повод, но почему? Видно, коснулся Никита чего-то такого в своем творчестве, духовного, что не вяжется с его образом. И вот что подумалось.В Никите Сергеевиче нет рефлексии. Абсолютно. Он боец, он держит удар, он уверен в себе. Но на тех, кто его не любит, ему наплевать, - это его слова, и их мнение его не интересует, равно как и причины нелюбви. Может, поэтому и боец. Рефлексия, эта важная часть духовной русской культуры, эта попытка понять, в чём я неправ - она вымыта из него напрочь. Она требует много энергии и сил, больших и болезненных самокопаний, но и даёт главное - чувство меры, точность образа, резонанс с душой народа.
В определённом смысле Михалков - не Достоевский, а - Толстой, полностью уверенный в своей правоте. Он не пытается спуститься на дно и понять чаяния народа, чтобы потом обработать, очистить от шлака и выдать их в каком-то произведении. Он свои чаяния выдаёт за народные, обставляя их соответствующим антуражем с лаптями и клюквой. Чем дальше - тем меньше они удаются, потому что собственно - наплевать.
Народ конечно чует фальшь о себе, и смеётся над ней, потому что это - святое, это самоидентичность. Любой фильм - это зеркало, в котором более или менее ровно отражена душа. Ровно - это когда - "За державу обидно", это - "где-то далеко идут грибные дожди", это - "вор должен сидеть в тюрьме". Люди, которые это сделали, касались души народной, говорили с ней на её языке, и душа, не обласканная историей русская душа откликнулась любовью, потому что нашла себя в этом зеркале такой, какой себя чувствует. Именно подделку под свою душу народ очень больно переживает, потому что, утратив ее, он перестанет быть. Когда-то и Никите Сергеевичу удавалось попасть "на закат, где горят паруса". Теперь - увы.
Вспомним этот веселый, но, имхо, психологически нездоровый карикатурный бум на афишу Предстояния. Это легко объяснимо: народ выражает протест против его подделывания, доводя эту фальшь до логического постмодернового конца, и фактически превращая Михалкова в Кустурицу.
И в связи с этим - еще одна мысль. Да, наверное, Оскар для режиссёра - это круто. Но получить Оскар за фильм про русских, которому русские никогда не будут сопереживать, - это не Оскар, это - бабочка засушенная.
|
</> |