Пафнутьев монастырь в Боровске


На небольшом отдалении от Москвы разбросаны средневековые монастыри-крепости. Построенные или перестроенные приблизительно в одно время они и выглядят похоже — беленые, с не слишком высокими каменными стенами, квадратными или округлыми башнями с бойницами, надвратной церковью.

Внутри стен наполнение зданиями может разниться — что-то достраивалось, что-то разрушили во время войн или в советское духовное безвременье.
И история у всех монастырей окрашена своими событиями, святыми и благодетелями, поэтому интересно в каждом монастыре, несмотря на их некую похожесть.
В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре крепостная ограда с шестью башнями была построена в 16-17-х веках.

Сразу обращаешь внимание на «ласточкины хвосты» — зубцы стен. Из-за них одно время авторство архитектурного проекта приписывалось Федору Коню, государеву зодчему, автору Белого города в Москве и Смоленского кремля.
Башни сильно выступают за стены для удобства стрельбы из них.

Монастырские врата — единственный вход и въезд, появившийся уже в 19-м веке, когда, как крепость монастырь уже не использовали, украшены иконой Божьей Матери Калужская с интересной иконографией — без Младенца с книгой в руках.


Стены кажутся невысокими из-за накопившегося культурного слоя (до 4-х метров). Местами внутри, этот слой убрали, сделали водостоки.

В монастыре меняли брусчатку. Немного зелени внутри.

Пятиглавый собор Рождества Богородицы с шлемовидными куполами и крестами с коронами (собор строился под покровительством царя Федора Ивановича) возведен на месте первого деревянного (1444 г), а затем и первого каменного храма (расписанный иконописцами Митрофанием и Дионисием) При перестройке каменные блоки с росписями были вмонтированы в новый храм, а в советское время изъяты, как памятники древнерусской живописи, и переданы в музеи.

В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей.

Колокольня (перестроена в 17-м веке) кажется разностильной. Верх сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря.
В третьем ярусе колокольни были установлены часы боевые с особыми при них колоколами для перечасья. Механизм часов сейчас находится в музее в Коломенском. В наше время циферблат часов сохранился на месте, электронный часовой механизм отмечает каждую четверть часа мелодичным звоном, а каждый час – ударами колокола по числу часов.
В 17-м веке появилась мода на украшение зданий изразцами. На
колокольне установлены изразцы с барельефными изображениями на них
серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера
Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном
Полубесом.

Митрофановский храм построен в 1760-м году.

Пафнутьев монастырь был силен своими духовниками, начиная с преподобного Пафнутия по настоящее время (в советский период монастырь был закрыт). Современному старцу, уже почившему, в монастырском сквере установлена скульптура.

Интересно, что восстанавливать монастырь как архитектурный памятник средневековья (монахов здесь не было), стали в хрущевское время. И уже как монастырь — с 1991.

Часть информации взята с монастырского сайта.
Еще о Боровске здесь