Подкасты

Я уже всем все уши прожужжала про подкаст про американскую историю History that doesn't suck, который я слушала по дороге на работу. Ну так вот, пару месяцев назад я дослушала до актуального эпизода, а поскольку этот подкаст выходит раз в две недели, что реже чем я теперь езжу на работу, мне понадобился какой-то другой подкаст для дороги. А остановилась я как раз на Первой мировой войне и роли в ней Америки. И лектор для контекста рассказал быстренько о событиях предшествующих Первой Мировой, и я подумала что вообще не знаю этого контекста, и надо бы мне как раз пока новых эпизодов нет прослушать что-то по европейской истории. И нарыла в подкастах курс Йеля European civilization 1648-1945.
Сейчас когда уже почти весь его прослушала, вот что поняла. В подкасте про американскую историю, который я слушала, автор уж очень сильно много внимания уделяет войнам. И хотя он каждый раз говорит что войны это так ужасно, и рассказывает о многочисленных жертвах, но все равно такое впечатление что он в восторге от войн гораздо больше чем от политики, промышленного развития или почти любого другого аспекта жизни — мы уже дошли до начала двадцатого века, а до сих пор ничего не знаем о тогдашнем ландшафте образования, например, религий кроме мормонизма, розничной торговли, но зато мы знаем про все битвы и всех генералов. И половина эпизодов посвящены тому кто на каком берегу стоял, с какого фланга зашел и чем друг в друга стрелял.
Так вот по сравнению с этим курс Йеля очень гуманистический. Читает его профессор Джон Мерримен, специалист по французской истории, и курс довольно сильно смещен в сторону Франции, то есть там рассказывают об общеевропейских тенденциях — абсолютизм, развитие городов, национализм, диктаторы, но примеры в основном из Франции. В этом курсе Первая мировая война совершенно по другому описана — с точки зрения простых людей и жертв войны. В частности, война затронула каждую деревню и практически каждую семью, и традиционная религия не могла предложить адекватной практики поминовения погибших, поскольку в большинстве семей было некого хоронить, и поэтому впервые практику поминовения взяло на себя светское гражданское общество. Из экономии денег почти в каждой деревне заказывали простые обелиски и на них писали имена и фамилии погибших, без званий, поскольку перед смертью все равны.
Еще очень интересно послушать про то как развивался европейский национализм после войны — почти в каждой стране появился свой маленький диктатор, который играл на националистических настроениях и очень быстро прибрал к рукам всю власть, и вскоре после войны ни в одной стране кроме Чехословакии не осталось парламента, а титульные нации бывших империй больше всех переживали о своем утраченном мировом господстве и желая подняться с колен вынашивали ревизионистские настроения, которые вылились во Вторую Мировую войну и ни к чему хорошему для этих наций не привели. Короче я горячо рекомендую этот подкаст.
Еще чтобы два раза не вставать, слушаю канал биолога Ирины Якутенко о силе воли. Там в частности интересное о том что человек не может жить без удовольствий, если все себе запрещать, то рано или поздно сорвешься или заболеешь, и поэтому люди, у которых есть хобби, то есть удовольствия полезные или нейтральные — чтение, вышивание крестиком, спортивные игры всякие — меньше подвержены зависимостям от всяких ужасных вещей типа компьютерных игр или обжорства. Это кстати объясняет почему в те дни когда у меня теннис я почти не ем конфет. В общем этот канал тоже рекомендую.
|
</> |