Озирис навсегда (4). Выход Нергала
justavortex — 14.06.2023
Девятый месяц в шумерском календаре имеет чем удивить.
Он начинается по-современному исчислению примерно 15-16 ноября, длится как положено 30 дней и заканчивается за 5-6 дней до Солнцестояния, о чем мы уже говорили.
Начнем, как водится, с многократно помянутого Емельянова:
«Месяц IX. GAN-GAN-Ез 1. Климатические характеристики. Месяц соответствует ноябрю-декабрю. В Ираке t° max. 19° С, min. 6° С; среднемесячные осадки 27 мм. Сильные дожди, самые короткие дни в году. 2. Старошумерское написание. В стШ и саргоновских текстах пишется iti-gan-gan-ез (ECTJ по. 138, 161), iti-gan-gan-mu-ез (ТиМ 5, 163), iti-gan-gan-(MU)-e 3 (восстановление Вестенхольца в ECTJ по 163).
Во время III династии Ура пишется очень по-разному: itiga-ga-e3 (TuM NF 1/2 27), iti-gag-gae^ (50), iti-gan-gan-ne 2 (Steinkeller Sale Documents no. 45; YBC 9827). На периферии встречаются и вовсе странные варианты: iti-ga-an-ga-na (Мари, по Cohen, 1993, 113), iti-gan-gan-ka (Cig-Kizilyay NRVN 1, 71)...
Согласно Астролябии, месяц однозначно посвящен богу Эрре, а название его переводится «выход Эрры из Подземного мира». Интересно, что в шумерском варианте Эрра пишется двояко — как собственно Эрра и как Нергал-Уругаль старошумерских текстов..
Итак, Эрра — повелитель Южного Ветра, чумы и убийства. Теперь вспомним строчку из силлабария, где GAN.GAN = SagaSu «убивать», и получим точный перевод названия десятого Ниппурского месяца — iti-gan-gan-ез «месяц выхода (из Подземного мира) Убийцы (= Эрры)» (букв, «месяц Убийцы выхода»), или iti gan-gan mu-ез «месяц, (когда) Убийца (из Подземного мира) выходит», или же iti— gan-gan-mu-(ka) ез «месяц выхода Убийцы года».
Здесь отметим, что во время III династии Ура случился реванш Энлиля, которому противостояли войска Нергала, стоявшего на стороне Инанны. Потому и названия месяца были разными, что жрецы «колебались с линией партии», спеша изменить обряд в нужную сторону. Где-то получается «убийца вошел», где-то «убийца вышел». Версия Емельянова выглядит вполне разумно — только он почему-то когда ее придумал, решил, что новый год у шумеров в декабре. На самом деле именно так и надо это понимать, девятый месяц шумеров это месяц Нергала, месяц выхода убийцы. Только убийцы Змея, то есть гАда, а не года (хотя какая разница, если подумать)?). Ну и поскольку Нергал обитает в Иркалле, дополнительный смысл возникает в связи с тем, что наступают самые короткие и темные дни и длинные ночи.

Читаем дальше:
«Обстоятельная дискуссия по поводу идеографии и значения имени dNergal в текстах архаического периода проводилась на страницах Zeitschrift fur Assyriologie У. Дж. Лэмбертом и П. Штейнкеллером. В частности, Лэмберт настаивает на чтении GIR3 */KlS7PIRIG* . UNU.GAL как ne 3 -ere,,-gal < (e)ne 3 -urugal 2 и переводит «господин Подземного мира» (ZA 80 (1990), 40—52); Штейнкеллер возражает ему и предлагает читать dKI§lri ii"8a l , где IRIn < ERIM5 = ШШ «storehouse», сравнивает irin-gal с ki-gal в имени богини dEres-ki-gal, а в качестве перевода имени предлагает реконструированное семитское словосочетание *na'ir kala/kali «убийца всего» (ZA 80 (1990), 53—59). В отношении Эрры как ипостаси Нергала оба исследователя сходятся, причем Штейнкеллер выдвигает версию эквивалентности Месламтаэа-Лугальгирры и Нергала-Эрры, которая в свете предложенной Лэмбертом этимологии dLugal-gir3-ra < Lugal-ir9-ra «царь могучий» представляется весьма правдоподобной. Владыка заката Нергал ассоциируется в ипостаси Месламтаэа с западными народами (Mes-lam-ta-e 3 -a SU* СТ XXV 35 rev. 26—27).»
Обратите внимание на интересный обычай некоторых кушать и пить в их пост именно после заката.
«Бог Подземного мира Нергал считался богом богатства и изобилия, подобно греческому Плутону. Его эпитеты: Lugal-be2-gal2 «Царь изобилия», U4-be2-gal2 «Изобильный шквал» (Gotterepitheta, р. 353, 476), Lugal-^gisimmar «Царь финиковой пальмы» (R1A VII 139). Скорее всего, всеобщий оптимизм в это время связан с дарами Подземного мира. В. Дж. Лэмберт на основании сопоставления одного ритуального текста на IX месяц с еврейскими праздниками полагает, что культ Нергала в это время связан с культом финиковой пальмы и урожаем фиников. Все обряды в честь Нергала в это время проводятся с пальмовой ветвью в руках: DIS U4 .16.KAM апа dNergat (U.GUR) HS-ke-en i"lib3-bi giSimmari ana qSti-Su2 US-Si ina liarruni и mi-te-qi2 iSallim (SILIM)"" «На 16-й день (месяца GAN. — В. Е.) перед Нергалом он должен склониться, пальмовую ветвь в руке своей поднять — (тогда) в пути и в странствии он охранит его» (Cagirgan, Lambert, 1991—1993, 89)»
Налицо «переоформление» даров Думузи на присных Инанны и ее саму во времена Саргона и позднее, до реванша Энлиля — времен Шульги и в целом Третьей династии. Как связана финиковая пальма и подземный мир? Да также как Афина и оливковое масло. Никак. Просто переписали на себя и все тут.
Дальше:
«В это же самое время был записан интересный ритуал, связанный с летним и зимним солнцестоянием (т. е. с той же сменой Думузи и Нергала). Он датирован 174 годом Аршакидской эры. ВМ 34035 (= Livingstone, 1986, 255):
1 ina ITI.SU U4 .11.KAM sa2 d$illus-tab и dKa-gin2-na marateme!E2- sfag-ilrf
2 ana E2-zi-da il-la-ka-ni и ina ITI. GAN U4 .3.KAM dGaz-ba-ba]
3 и dKiri4-zal-sur-ra marateme!E2-zi-da a-na E2-sag-il2 il-[la-ka-nij
4 a-na muh-hi mi-ni-i ki-i il-la-ka-a'ina ITI.SUmu-Si ki-i i[k-ru]-u2
5 ana muhhi ur-ru-ku sa2 mu-si maratemeiE2-sag-il2 ana E2-zi-da ittal-ka-ni
6 Erzi-da bit mu-Si su-u2 ina ITI. GAN u4-mu ki-i ik-ru-u2
7 marate"™'E2-zi-da ur-ru-ku sa2 u4-mu ana E2-sag-il2 it-tal-ka-a'
8 E2-sag-il2 bit u4-mu Su-u2
1 11 - г о таммуза Циллуштаб и Кагинна, дочери Эсагилы,
2 Идут в Эзиду, а 3-го кислиму Газбаба
3-го кислиму Газбаба
3 И Киризальсурра, дочери Эзиды, идут в Эсагилу.
4 Зачем они идут? В таммузе, когда ночи коротки
5 Дочери Эсагилы идут в Эзиду продлить ночи.
6 Эзида — дом ночи. В кислиму, когда дни коротки,
7 Дочери Эзиды идут в Эсагилу продлить дни.
8 Эсагила — дом дневного света.
Символика ритуала понимается только после чтения пояснительных текстов, толкующих названия храмов. Так, Эсагила — главный храм Вавилона, во многом дублирующий главные храмы шумерских городов, — называется здесь mehret apsi «копия Абзу», а храм E2 -zi-da-gis-nun-gal, оказывается, посвящен уводу Думузи в Подземный мир {bit dDumu-zi sa2 ki-me-tu2) (BIT 58, стрк. 1, 11). Таким образом, становится ясно, что храм Эзида символизирует темный период года — время от ухода Думузи в Подземный мир до появления Нергала (IX месяц) и возникновения Абзу (время Абзу начинается с X месяца, о чем см. ниже). Соответственно, Эсагила — символ светлого времени года, т. е. события, связанные с этим храмом, означают период со времени Энки (IX—XI) до ухода Думузи (IV). Дочери храма — служанки его богинь (в частности, Циллуштаб и Кагинна служат парикмахерами у Царпаниту). Дом ночи (т. е. темного времени года) Эзида в свою пору помогает Эсагиле светом, и наоборот, Эсагила в пору господства света старается обеспечить Эзиду ночным мраком. Подобное взаимодействие сохраняет равновесие между светом и тьмой, живыми и мертвыми (см. выше VI—VII месяцы), и таким образом поддерживает мировой порядок, известный с ранних времен Шумера. »
Уважаемый читатель, вам глаз не режет никакое слово? Оказывается «Эзида» — это дословно «Дом ночи», название шумерского храма, посвященного уходу Думузи в Иркаллу. Это просто умереть-не встать, не правда ли? И что, сотни шумеристов читают это из раза в раз и не понимают, что в Египте и Шумере были не просто одни и те же боги, а рассказана одна и та же история? Вот и Емельянов Нергала нет-нет да и с Плутоном сравнит. Но с греками вроде можно, они далеко, а с египтянами уже опасно. У египтологов своя делянка, и всем надо на что-то жить. Вот вам, уважаемые независимые исследователи истории, пожалуйста, бетонобойный аргумент, принимайте на вооружение.
Дальше, обратите внимание, периоды года у шумеров поделены между богами и Нергалу, при всем страхе перед ним досталось немного — последний месяц и особенно самые короткие 5-6 дней, которые вообще ничьи «где Нергал и Думузи встречаются».
«Ритуально-календарный смысл месяца. Ритуалы примерно однородны. У евреев на 25-й день месяца kislev устраивается праздник Ханукка, основным обрядом которого является возжжение огней, а иерофаническим смыслом — восстановление храмового алтаря. Люди с пальмовыми ветвями в руках (см. выше ритуал Нергала — царя Иркаллы) поют радостные песни, призванные возвеличить процедуру очищения некогда поруганного места. Греческий праздник Haloa, справлявшийся на 26-й день аттического месяца poseidon, был посвящен богине Земли Деметре и выращенным ею садовым плодам. У славян праздновался странный день Проклы (позднее официально — в честь св. Прокла), в который проклинали подземную нечисть, чтоб не выходила.»
Ханука по времени совпадает с последними днями месяца Ганган-е.
Анекдотизмы трагикомедии православного вторичного карго «св. Прокл», «св. Власий» и т.д. в комментариях не нуждаются.
Замечу, что Прокл (очевидно, от слова «проклятый»), отмечался также в конце ноября. Если же продолжить рассмотрение декабрьских традиций, то основным общим местом ритуала является зажжение огней.
Итого, имеется два признака ритуалов девятого месяца:
1.Изобилие
2.Выход Нергала из Иркаллы. Нергала называют убийцей. Он убил и Думузи и бесчисленное количество людей. Люди трепещут, поминают мертвых и ожидают прихода Энки — рождение нового Змея, нового оборота Солнца.
И действительно, В.Я. Пропп указывает, что непременным блюдом обильного стола во времена святок была поминальная кутья:
«Ни гражданский, ни церковный новый год в старом крестьянском обиходе не считались праздниками. Истинным праздником был день поворота солнца к новому свету...
Пристальное изучение этого момента не оставляет сомнений в том, что этот ужин представляет собой поминальный стол. Поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядов празднеств, что дает основание начать исследование именно с этого обычая.
Правда, во многих случаях сообщается только о том, что до появления первой звезды не едят ничего, а затем садятся за стол. Торжественная трапеза в этот день одновременно является и обедом и ужином. Едят «скоромное» — колбасу, свинину, и никаких обрядовых признаков как будто нет. Но тем не менее при изучении деталей обрядовый характер этой трапезы становится ясным.Многие наблюдатели сообщают, что одно из непременных блюд в этот день — кутья...
Другой признак поминального стола состоит в том, что в этот день подавались блины, которые, как известно, также представляют собой поминальную еду. П. С. Ефименко, наблюдавший на севере обычай есть блины под Рождество, полагает, что славяне, как и другие народы, поминали умерших блинами и воображали, что покойники в это время встают и едят их вместе с живыми....
Рассматривая рождественскую вечернюю трапезу как поминальный стол, необходимо указать, что дело в этом случае идет не о поминовении покойников вообще, а покойников своей семьи, своих предков.
В Белоруссии корреспонденты П. В. Шейна записали некоторые другие детали, которые снимают последние сомнения о характере этого стола. П. В. Шейн сообщает, что в Гродненской губернии сидящие за столом пили из одной круговой чары, причем каждый, раньше чем приложиться, выплескивал немного на стол. «Также и первую ложку жидких кушаньев выливают прямо на стол, — все для умерших» (Шейн, Материалы, т. I, ч. I, с. 50). Это несомненно очень древний, впоследствии забытый обычай. Так поступали, например, благочестивые римляне, считавшие, что в их трапезах участвуют лары или пенаты — обожествленные предки. Им отдавали первый кусок пищи, первый глоток напитков. Все это показывает, что умерших предков мыслили присутствующими на трапезе. Вспоминали также об умерших, которые не имели потомков. Считалось, что души таких покойников бродили по улицам, и для них блины выставляли в слуховое окно. Переосмыслением этого обычая может быть случай, который у белорусов наблюдал А. И. Петропавловский: «На третью кутью вечером [т. е. 5 января. — В. П. ], когда вся семья находится за “вечорой”, хозяин смотрит в окно и зовет с улицы “мороз” в гости. “Мороз, мороз, ходи кутью есть”»; при этом хозяин просит мороза не морозить посева гречихи, а в противном случае угрожает ему кнутом: «будем железной пугой бить» (Петропавловский, «Коляды» и «Купало» в Белоруссии, 161).
На святках кое-где соблюдался и другой, в XIX в. уже почти вымерший, обряд — возжигать большие костры и звать покойников греться. Он подробно изучен Д. К. Зелениным9, который, например, воспроизводит рукопись 1852 г., где говорится, что «24 декабря на дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая»(Зеленин, Народный обычай, 256). С. В. Максимов описывает его следующим образом: «Способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них называется “греть родителей”. Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что в первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться....».
Здесь единственное, важно отметить, что праздник был изначально ориентирован на Солнцеворот и его начало совпадало в незапамятные времена с нынешним концом первой декады декабря, а непременно ночная еда, еда только после заката в последний день года (перед «ничьей» неделей)— дань страху и трепету перед царем заката и преисподней Нергалом, когда есть можно не раньше него самого.
|
|
</> |
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
Финальная партия: Трамп срочно собирает высших офицеров США со всего мира. Что
Август. Кино и немцы
Заготовка воды для жизни. 1984 год. Бурасовский Сергей
Без названия
Мурманск — самая северная точка на Земле из мной посещённых
Ретро-автомобили на Кубе: винтажные машины на улицах Гаваны
Американская галерея – 21 век
Реализм. Медсестры.

