Озимо - часть 1. Собор Сан-Леопардо (начало)
sibeaster — 22.06.2023 Мы с вами оказались в неведомой массовому туристу итальянской области Марке, так что довольно часто в рассказах будут появляться незнакомые названия. Озимо - одно из таких названий, это важный город для истории местной, но практически не засветившийся в истории мировой. Хотя...вы будете смеяться, но этот город неожиданно связывает Страну трусов и паникеров со Страной храбрецов и героев: именно здесь в 1975 году был подписан договор между Италией и Югославией о взаимном признании и нерушимости границы, сложившейся после раздела между этими государствами в 1954 году т.н. Свободной территории Триест.Ну а в истории местной Озимо поучаствовал по полной. Номинально он, как и вся бывшая Анконская марка (которая в просторечии и стала просто Марке), был c VIII века частью Папской области, но окончательно "под папу" город попал только в 1487 году. А до этого Озимо дважды так провинился перед своим духовным сюзереном, что даже лишался епархиального статуса (1240-1264 из-за союза с Гогенштауфенами; в 1320-1368 годах, когда власть здесь держали братья Гоццолини, их горожане прогнали в 1337 году, но окончательно св. Церковь простила мятежных чад только благодаря мудрому легату Альборносу). Затем у власти успели здесь побывать и семейство Малатеста, и Франческо Сфорца (тот самый, что основал потом вторую династию миланских герцогов), а в 1486 году город захватил Бокколино ди Гуццоне - экставагантый персонаж, который в борьбе против папы не погнушался просить помощи у...султана Баязида II (его же мечеть мы видели в Стамбуле). А ведь еще свежа была память об османской резне в Отранто (1480)! Тут уж пришлось понтифику дейстовать жестко: 2 августа 1487 года Озимо был взят папскими войсками и лишен всех былых коммунальных вольностей.
Сейчас о былых сражениях здесь ничто не напоминает - даже крепостных стен нет. Ехать в Озимо проще всего автобусом от станции Анкона (очень понятный сайт местного перевозчика Conerobus). Междугородние линии Conerobus'а называются буквами, на лобовом стекле у автобуса будет и нужная буква, и название конечной остановки, в Озимо идет автобус N. Мой автобус уходил буквально через пару минут после прибытия поезда, так что с билетами я разобраться не успел, мне его продал водитель, немного выговорив мне что-то на итальянском. Автобус под этой литерой иногда идет в Озимо напрямую, иногда через местную ж/д станцию Озимо-Кастельфидардо, а иногда просто подрабатывает шатлом между городом и его станцией. Скачайте pdf-файлик с расписанием - оно предельно понятное. Прибывает автобус на площадку под старым городом. ниже этой площадки расположен большой многоуровневый паркинг, а в центр везет бесплатный наклонный лифт (так, наверно, нужно назвать эту конструкцию?)
[email protected]/52989661474/in/album-72177720309199281/" title="001-автостанция и наклонный лифт" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989889120/in/album-72177720309199281/" title="002-наклонный лифт" target="_blank" rel="nofollow">
(вид снизу и сверху соответственно)
Город, похоже, не слишком туристами облюбован, указателей на достопримечательности я не припомню, туристический офис мне на глаза не попался, но ввиду миниатюрности центра заблудиться тут невозможно. Начнем мы традиционно с собора (от лифта идти налево до главной улицы, по ней также нужно свернуть налево, все время будет легкий подъем). Собор Озимо носит имя первого городского епископа...не падайте в обморок от удивления...святого Леопарда (V век). Местная традиция сообщает о том, что Леопард построил собор (в тот момент был освящен в честь равноапостольной Феклы, которую смешные латиняне зовут Теклой) на месте разрушенного им храма Эскулапа и Гигеи; эта же традиция далее говорит о первой перестройке собора в VII веке епископом Виталианом (в это время церковь уже назвалась Сан-Леопардо); ну а недоверчивая историческая наука называет временем сооружения нынешнего здания стык XII и XIII века, когда кафедру занимал епископ Джентиле (Gentile -не знаю, как правильно латинизировать это имя). В конце XIII века собор удлинили на восток, в XV развернули на 180 градусов (сейчас главный алтарь ориентирован на запад), в XVII была барочная реконструкция, в XIX романтическая дереконструкция (не уверен в верности термина; в общем, барочные изменения помножили на нуль), окончательный вид собор принял в 1956 году.
Из-за случившейся в XV веке переориентации собора первоначальные фасад и апсиды не сохранились, а имеющиеся не слишком-то интересные.
[email protected]/52988926327/in/album-72177720309199281/" title="001-западная часть с апсидой" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989891190/in/album-72177720309199281/" title="040-восточный фасад" target="_blank" rel="nofollow">
Зато нетронутым остался южный фасад, который невольно и стал главным.
[email protected]/52988926297/in/album-72177720309199281/" title="003-южный фасад с портиком" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989525121/in/album-72177720309199281/" title="004-южный трансепт" target="_blank" rel="nofollow">
Как же я соскучился по всем этим щипцам под крышей, а особенно по таким роскошным окнам (сколько мы их повидали в Апулии!)
[email protected]/52989984848/in/album-72177720309199281/" title="005-окно-розетка южного трансепта" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989984828/in/album-72177720309199281/" title="006-окно-розетка южного трансепта" target="_blank" rel="nofollow">
Насколько мог, увеличил, наслаждайтесь лицезрением зверушек и демонов.
[email protected]/52989984818/in/album-72177720309199281/" title="007-окно-розетка (деталь)" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52988926242/in/album-72177720309199281/" title="008-окно-розетка (деталь)" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52988926227/in/album-72177720309199281/" title="009-окно-розетка (деталь)" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989663824/in/album-72177720309199281/" title="010-окно-розетка (деталь)" target="_blank" rel="nofollow">
А теперь смещаемся правее к портику. Внутри него нас ждут целых два портала (почему два, а не три? зачем они вообще на технически и литургически второстепенном фасаде? нет ответа), но их придется вынести в отдельный рассказ.
[email protected]/52989525041/in/album-72177720309199281/" title="011-южный портик" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989984713/in/album-72177720309199281/" title="013-правый лев" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52988925842/in/album-72177720309199281/" title="039-левый лев" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989524976/in/album-72177720309199281/" title="012-южный портик (деталь)" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52988925882/in/album-72177720309199281/" title="037-капитель портика" target="_blank" rel="nofollow">
[email protected]/52989663554/in/album-72177720309199281/" title="038-капитель портика" target="_blank" rel="nofollow">
(остальные капители там менее интересные)
Под портиком справа находится визитная карточка собора - большой рельеф работы мастера Филиппа (около 1191 года). В соборе есть еще несколько подписанных его работ; возможно, он и возглавлял постройку нынешнего здания, а епископ Джентиле просто спонсировал все это
[email protected]/52989663784/in/album-72177720309199281/" title="014-БМ, свв Иоанн Богослов, Фекла и 10 апостолов" target="_blank" rel="nofollow">
Напоминаю, что во фликре картинки можно увеличить, здесь это будет нелишним, потому что детали имеют значение. В нижней части помещены апостолы (почему-то десять), это угадывается легко. А вот в верхнем регистре Богородице поклоняются не два ангела, как мне сослепу показалось, а Иоанн Богослов слева (у него в руках не ворон, а орел) и святая Фекла справа (при увеличении видны развевающиеся женские волосы, в руках у нее, как утверждают, модель церкви).
В следующий раз у нас будут два портала, так что не отключайтесь.
|
</> |