Ответственность и вина — не одно и то же. Что мы узнали из книги «Неудобное

топ 100 блогов bookmatejournal14.12.2021

Почему Германии понадобилось больше 30 лет, чтобы осмыслить нацистское прошлое

Обложка книги Николая Эппле «Неудобное прошлое», издательство «Новое литературное обозрение»
Обложка книги Николая Эппле «Неудобное прошлое», издательство «Новое литературное обозрение»

В народном голосовании премии «Просветитель» победила книга исследователя мемориальной культуры Николая Эппле «Неудобное прошлое», где он изучает, как общества в разных странах прорабатывали тему государственных преступлений в своей истории. Мы прочитали книгу и пересказываем основные тезисы об осмыслении прошлого из опыта Германии.

Нюрнбергский миф

Эппле делает на Германии особый акцент: именно немецкий опыт стал образцом формирования памяти о трагических событиях прошлого. Нюрнбергский трибунал вообще считается символом правосудия и морального торжества правды над злом. Однако, пишет автор, на самом деле все обстояло несколько сложнее:

«В ситуации, когда преступление не осуждено, привлекательным способом восстановления справедливости начинает выглядеть месть со стороны близких жертв» Николай Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
«В ситуации, когда преступление не осуждено, привлекательным способом восстановления справедливости начинает выглядеть месть со стороны близких жертв» Николай Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
«Реальные плоды Нюрнберга и реальное отношение к нему современников сильно отличались от блестящего „Нюрнбергского мифа“».

Нюрнбергский процесс проходил сразу же после войны в 1945–1946 годах, и даже после него немецкое общество было еще крайне далеко от какого-либо консенсуса по поводу нацистского прошлого. Все 1950-е годы популярностью пользовалась доктрина «оставить прошлое позади», согласно которой общество производит некий разрыв со своим прошлым, рисует перед ним финишную черту и начинает жизнь сначала. В первые же послевоенные годы большинство немцев и вовсе выказывало нейтральное отношение к нацистскому режиму, считая главными жертвами войны в первую очередь самих себя.

Эппле объясняет это тем, что в Нюрнберге вся моральная работа по осуждению нацизма выполнялась представителями союзных стран — СССР, США, Великобритании и Франции. То есть справедливость устанавливалась тогда извне, при помощи внешних сил. И хотя Нюрнбергский процесс помог рядовым немцам уяснить, что виновные в страшных преступлениях найдены и наказаны, он никак не затрагивал тему ответственности всего германского общества перед жертвами нацизма.

Международный военный трибунал на Нюрнбергском процессе представляли восемь судей из СССР, США, Великобритании и Франции. Источник: Мемориальный музей Холокоста, США / ushmm.org
Международный военный трибунал на Нюрнбергском процессе представляли восемь судей из СССР, США, Великобритании и Франции. Источник: Мемориальный музей Холокоста, США / ushmm.org

О реальном осмыслении нацизма в Германии можно говорить лишь в контексте уже 1970-х годов — когда при смене поколений тема преступлений прошлого перестала интересовать только интеллигенцию и стала частью массовой культуры. Символом этой перемены Эппле называет прокат фильма «Холокост», который на момент его выхода в 1978 году посмотрели 48% жителей Западной Германии. В этот же период изучение истории нацистских преступлений стало обязательным элементом школьной программы, а немецкий парламент отменил сроки давности преследований за геноцид евреев.

Ошибка подхода, при котором прошлое без всякого осмысления остается позади, заключается в том, что любое случайное соприкосновение с этим самым прошлым будет бередить старые незажившие раны и вызывать дискомфорт. Эппле пишет, что по своим последствиям такой способ работы с прошлым имеет много схожего с его отрицанием, «которое обрекает индивида и социум на существование <�…> в постоянном опасении и оглядке, как бы не вскрылось что-то такое, о чем не хочется помнить и вспоминать».

Кадр из фильма «Холокост» с Мэрил Стрип в главной роли, реж. Марвин Чомски, 1978
Кадр из фильма «Холокост» с Мэрил Стрип в главной роли, реж. Марвин Чомски, 1978

Чтобы избежать этого, Эппле предлагает вместо финишной черты перед страшными событиями прошлого проводить черту разделительную. То есть не пытаться забыть о прошлом, а, наоборот, установить с ним связь, но только в ином качестве — принять его. Эппле руководствуется здесь идеями из психологии памяти — дисциплины, которая фокусируется на отдельных людях. В ней принятие понимается как готовность человека, не отворачиваясь, посмотреть на трудные для осознания события и факты:

«Только осмыслив и приняв травматическое событие, можно без риска для психики жить дальше».

Ответственность — не вина

Несмотря на то что Нюрнбергский трибунал помог наказать многих преступников, он все равно не снимает вопрос о самостоятельной проработке прошлого теми, кто не был непосредственным участником тех событий. Говоря о том, как потомки жертв и преступников, живущие в одном обществе, могли бы обсуждать прошлое, Эппле предлагает:

«Переместиться с позиции внешнего наблюдателя, обвиняющего, на позицию участника, принимающего ответственность».

Само понятие «ответственность» можно понимать по-разному. Первое понимание — как раз что-то вроде вины, когда нести ответственность — значит, например, предстать перед судом. Но есть и вторая трактовка, когда под ответственностью понимаются нравственные обязательства, которые берет на себя отдельный человек или целое общество, причем добровольно и самостоятельно. В основном эти обязательства — делать все возможное, чтобы не позволить произошедшим преступлениям повториться вновь.

Пример такого подхода виден в словах Дженнифер Тиге — дочери нигерийца и немки, которая однажды узнала о том, что ее дедушка был комендантом концлагеря (ее дедом был Амон Гёт по прозвищу «мясник из Плашова», которого сыграл Рэйф Файнс в фильме «Список Шиндлера». — Прим. ред.). Разумеется, она не виновата в преступлениях предка, но в своей книге «Мой дедушка бы меня расстрелял» она пишет о том, что по-прежнему берет на себя моральные обязательства в контексте преступлений ее родственников:

«Моя ответственность единственно в том, чтобы не переставать говорить об этом».

Не молчать о преступлениях в истории своей страны, не скрывать свершившегося зла — единственный способ, с помощью которого потомки как жертв, так и палачей могут справиться с «неудобным прошлым». И это важно в том числе и с политической точки зрения, ведь для сохранения коллективной идентичности нации нужно спасение не только позитивного, но и негативного опыта. Часто это даже лучше сплачивает людей, усиливает их чувство сопричастности к истории страны. Если же этого не делать, сознание неосужденного, необговоренного зла будет блокировать связь с прошлым и раскалывать общество, делить его на изолированные группы с собственной историей и собственной этикой. В такой ситуации обществу будет сложнее развиваться, а людям внутри этого общества — доверять друг другу. 

О способе справиться с «неудобным прошлым», а также больше книг о работе с коллективным прошлым — в Bookmate Journal

Ответственность и вина — не одно и то же. Что мы узнали из книги «Неудобное
Ответственность и вина — не одно и то же. Что мы узнали из книги «Неудобное

Bookmate Review — такого вы еще не читали!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...чем повесть о Джульетте на диеттттте)))) А вообще я думаю, что грибы уже таки должны меня задолбать прорасти мне в мозг и начать порабощать мир, разумеется моими руками. Но то ли я их сильно пережариваю, либо зря расчленяю... Надо меняться и жрать грибы сырыми сляпить какой-нибу ...
О том, что радикалы, в частности Правый Сектор - это сборище мразей и подонков всех мастей, которых рано или поздно будут уничтожать все - и противники, и союзники - для людей, учивших историю, было очевидным еще во время майдана. Только не для пускавших розовые пузыри и восторгавшихся "ге ...
На против "Континента" начали строить «перевернутый дом», кажется, что его строят с наклоном в двух плоскостях. Он очень сильно похож на всемирно известный перевернутый дом в Польше. Так что скоро и у нас в Омске, появится свой «перевернутый дом». Перевернутый дом (Upside Down House) ...
Я смотрю в окошко.По огороду ходит мой муж. Я знаю,что это он, я за ним уже 25 лет замужем.Но всякий раз при взгляде в окно я ощутимо так вздрагиваю. У меня сосущее какое-то страшноватое ощущение " фрицы в деревне!!!" Я в окупации. я готовлюсь бежать на ...