Ответы на прикладные задачи
paul_atrydes — 18.09.2021 Никто ответить не рискнул.«ГДЕ МЕСТО ПОВРЕЖДЕНИЯ?»
Для определения места аварии диспетчер произвел несложные арифметические расчеты. Зная, что давление в напорной линии упало на 8 ат, он вычел из этой цифры 2 ат, затрачиваемые на создание подпора в третьей насосной установке. Так он узнал, сколько атмосфер затрачивается на преодоление гидравлического (трение внутри жидкости) сопротивления и геометрического (зависящего от профиля трассы) напора, возникающих при перекачке бензина по трубопроводу на участке от второй до третьей насосной станции.
Из данных гидравлического расчета расстановки насосных станций диспетчеру было известно, что на преодоление гидравлического сопротивления на каждый километр трубопровода затрачивается 1,1 ат. Поэтому диспетчер разделил 6 ат на 1,1 ат и таким образом установил, что разрыв линии трубопровода произошел примерно в 5,5 км от третьей насосной установки.
Это решение было бы окончательным для трассы на ровной поверхности. В нашем же примере трасса на участке от 2-й до 3-й насосной станции поднимается на 15 м (см. на графике разность отметок профиля 125 и 110). Поэтому, зная, что давлению в 1 ат соответствует вес бензинового столба в 13,17 м (при удельном весе бензина 0,76), диспетчер разделил 15 на 13,17 и определил, что на преодоление подъема затрачивалось 1,1 ат, что эквивалентно 1 км трубопровода. Поэтому, вычтя из ориентировочно установленного расстояния (5,5 км) этот километр, диспетчер установил, что разрыв трубопровода произошел на удалении 4,5 км (5,5—1) от третьей насосной установки.
Другой вариант решений задачи прислал в редакцию подполковник технической службы запаса М. Карабейник. Путем более сложных расчетов и на основании данных об изменении эксплуатационного режима трубопровода, которые можно получить лишь через некоторое время после аварии, он несколько точнее установил место разрыва. Однако такой способ решения в реальных условиях неприемлем, так как при этом будет потеряно большое количество горючего. Для практических целей целесообразнее пользоваться приближенным способом расчета, приведенным выше.
«ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ КОМАНДИР ТРАНСПОРТНОГО ВЗВОДА?»
Командир транспортного взвода по карте изучил предстоящий маршрут. Затем он составил схему маршрута, обозначил на ней пункты, опасные для движения (железнодорожные переезды, мосты, крутые подъемы и спуски и т. д.), и указал расстояния до них (см. схему)
После этого командир подробно ознакомил всех водителей с маршрутом и приказал держать среднюю скорость — 20 км в час, а дистанцию между машинами — два знака индикатора расстояний заднего фонаря.
В заключение он связался со старшим командиром и попросил его организовать службу регулирования на маршруте.
«СКОЛЬКО НУЖНО ПЛАТФОРМ?»
Для погрузки автомобилей ЗИЛ-150 и ГАЗ-63, пожарной ПМГ-6, автобуса ГАЗ-651 и ПАЗ-653, АТЦ-ЗИЛ-150, прицепа, бульдозера Д-157 и экскаватора ОМ-202 с драглайном требуются две четырехосные и две двухосные платформы (см. схему).
На четырехосную платформу в горизонтальном положении размещается автомашина ЗИЛ-150. На нее наклонно устанавливается ГАЗ-63 и далее, так же наклонно, пожарная машина ПМГ-6. Она выходит за пределы буферных стаканов. На две двухосные платформы размещаются (последовательно) одноосный прицеп, ПАЗ-653, АТЦ-ЗИЛ-150 и пассажирский автобус. На вторую четырехосную платформу устанавливается бульдозер Д-157 и экскаватор ОМ-202 с драглайном. В последнем случае получается разница в нагрузках на тележки платформы 7 т (по техническим условиям допускается не более 10 т).
Тыл и снабжение Советской Армии. 1957. № 5.
|
</> |